Шоубизнес

«Все тащим сами»: почему одежда, которую раньше носили «простые» казахи, теперь стала люксом

«Все тащим сами»: почему одежда, которую раньше носили «простые» казахи, теперь стала люксом

В последние годы мода на одежду в национальном стиле все больше захватывает молодежь. Недавно эту инициативу поддержал и Глава государства Касым-Жомарт Токаев, поддержав идею ввести школьную форму в национальном стиле. Но на пути к казахскому стилю в одежде наши соотечественники сталкиваются с трудностями, которые корреспондент Tengri Life обсудил с экспертами сферы.

Отечественные дизайнеры уже не первый год переосмысливают национальные мотивы в своих коллекциях. Стилисты согласны с кутюрье. По законам цикличности в моде, исконно казахская одежда должна вернуться в повседневный гардероб казахстанцев. Однако не все так просто, и лишь одного пожелания президента мало.

Основатель модного бренда Айгуль Жансерикова считает, что реализовать идею о массовом пошиве национальной одежды практически невозможно. Причина тому – элементарное отсутствие необходимых материалов, тканей и фурнитуры в стране. Из-за дефицита сырья на местном рынке пропадает богатое культурное наследие казахов.

В Казахстане отсутствуют нитки, шерсть, шелк, необходимые для создания традиционных казахских нарядов. По словам дизайнера, это заставляет местных мастеров обращаться к зарубежным поставщикам и приобретать материалы за границей, что значительно увеличивает затраты на производство.

«Национальная одежда – это не только культурное наследие, но и символ национального единства и гордости. Однако высокие затраты на материалы и производство делают эту традицию недоступной для многих. Например, цена одного килограмма шерсти составляет около 15 тысяч тенге, а шелка – до 40 тысяч тенге за метр. Эти цифры говорят о том, что создание национальной одежды становится дорогостоящим и трудоемким процессом для местных мастеров. Помимо высоких расходов на материалы, создание национальной одежды также требует значительных инвестиций в инфраструктуру. Портные, аренда места, оплата электричества – все это дополнительные расходы, которые необходимо учесть при производстве одежды», – призналась дизайнер.

Со слов Айгуль, не каждый, даже самый фанатичный патриот, захочет работать в ущерб себе, и потому казахская мода не развивается. Как итог, одежда, которую в прошлом носили все слои казахского народа, сегодня относится к люксовому сегменту. А хиджабы, паранджи и бурки отшиваются в промышленных масштабах, что делает их конечную стоимость приемлемой для обычных людей. Так изобилие казахских традиционных ткацких и вышивальных техник все глубже уходит в историю, а их место захватывают чуждые казахской цивилизации костюмы.

«Мы все тащим сами. Нам приходится искать за рубежом сырье, покупать оборудование, нанимать людей, оплачивать налоги», – прокомментировала дизайнер.

Как утверждают эксперты, изготовление одежды – это огромная отрасль экономики, которая охватывает текстильное производство, сельское хозяйство, химическую промышленность, машиностроение и прочие индустрии.