Традиция Посланий народу Казахстана: почему это обязанность Президента?
Каждый год Глава государства обращается к казахстанцам с Посланием. Зачем он это делает и почему нужен такой формат? Как лидеры других стран обращаются к народу? Подробнее — в материале Tengrinews.kz.
В этом году исполняется 28 лет с тех пор, как Президент Казахстана выступает в Парламенте с ежегодным Посланием. Первое Послание было представлено 8 октября 1996 года. Такой формат выбран как способ обозначить позицию Президента по ключевым вопросам, дать оценку текущему положению дел в стране и представить программу действий на ближайшее будущее.
В последние два года Касым-Жомарт Токаев обращался к народу 1 сентября на совместном заседании палат Парламента. Наряду с депутатами Мажилиса и Сената, руководителями центральных государственных органов в мероприятии принимают участие члены Национального курултая, Комиссии по правам человека, Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, представители общественности и трудовых коллективов.
Фото: akorda.kz
Ранее Касым-Жомарт Токаев объяснял, что Послание становится «импульсом» для государственных органов.
«Как вам известно, свое ежегодное Послание народу я представляю на открытии сессии Парламента. Именно в это время и в этом месте собираются представители всех ветвей власти. Обозначаются ключевые направления работы на среднесрочный период, даются конкретные поручения, ставятся новые задачи.
Парламент, правительство и другие уполномоченные органы получают новый импульс в своей работе. Одним словом, данное мероприятие играет важную роль в скоординированной и эффективной деятельности всего государственного аппарата», — говорил он.
Фото: akorda.kz
Зачем нужны Послания Президента
- Информирование и отчетность: Послания позволяют информировать Парламент и граждан о текущем состоянии дел в стране, достижениях и проблемах, с которыми сталкивается государство. Это важный инструмент отчетности перед обществом и Парламентом.
- Определение приоритетов: Послания помогают установить основные приоритеты государственной политики на предстоящий период. В Посланиях Президент может предлагать новые законы, реформы или инициативы, которые он считает важными для развития страны.
- Коммуникация с народом: Послания часто носят публичный характер и транслируются по телевидению и радио, что позволяет Президенту напрямую обращаться к народу, объяснять свою политику и укреплять связь с избирателями.
- Символический аспект: такие выступления имеют важное символическое значение, поскольку представляют собой момент, когда Глава государства подтверждает свою приверженность национальным интересам и единству страны.
Как пояснил депутат Мажилиса Ерлан Саиров, внутри страны существует клубок социальных, духовных, экономических проблем, на которые общество и государство должны давать единые ответы.
«Мы живем в динамично меняющемся мире. На сегодняшний день меняется форма самих изменений. За последние 20 лет растет степень турбулентности в сфере экономики и политики в целом мире. Казахстан является частью мировой экономической системы, мы должны постоянно подстраивать нашу экономическую систему под мировые стандарты и мировые течения. Для этого нужно задавать направление и темп экономической политике нашей страны», — поделился он.
В соответствии с Конституцией Президент Казахстана формирует внутреннюю и внешнюю политику нашей страны. Поэтому, по словам мажилисмена, мы должны всегда планировать, что и как будем делать в сфере экономики, в социальной сфере. А направление должно исходить из единого центра.
«Базис определяет сознание. Поэтому на сегодняшний день Казахстан постоянно должен работать над совершенствованием экономического базиса своей страны. Государство должно регулировать и общественно-политические процессы внутри страны. Поэтому нужен, так сказать, единый организм, единый центр, откуда исходило бы направление экономической политики, социального развития и общественно-политических процессов нашей страны. Поэтому необходимо ежегодное Послание», — отметил Саиров.
Как подчеркнул мажилисмен, это очень важный институт в формировании государственной политики, а также в создании системы, когда Казахстан вовремя и эффективно отвечает на различные риски и угрозы.
«На мой взгляд, Послание Президента является инструментом обеспечения органичного развития нашей страны, также координации экономической, социальной и общественно-политической жизни нашего государства», — заключил он.
Фото: akorda.kz
Политолог Замир Каражанов пояснил, что практика Посланий заимствована из мирового опыта. При этом в Казахстане подобная практика не новое явление. Она встречалась даже в советский период, когда на партийных съездах подводили социально-экономические итоги развития республики и определялись с новыми целями и задачами развития.
«Как видим, подобная практика встречается часто и повсеместно, независимо от формы правления и государственного строя. В Казахстане Послание Президента народу закреплено в Конституции. Таким образом, ежегодное выступление Главы государства является его обязанностью«, — сказал эксперт.
Каражанов отметил, что для экспертов Послание интересно тем, что оно позволяет понять, как руководство страны собирается отвечать на вызовы, с которыми сталкивается страна. Насколько предложенный план действий жизнеспособен и с какими трудностями Казахстан может столкнуться по мере продвижения к анонсированной цели. Также по Посланию можно понять, как меняются приоритеты у политического истеблишмента.
Политолог также рассказал, что же Послание дает обычным казахстанцам.
«Для населения Послание интересно социально-экономическими задачами и целями, которые способны оказать влияние на жизнь граждан. Часто это вопросы повышения зарплат бюджетникам или показателя минимальной зарплаты по Казахстану, пенсий, введения новых льгот и госпрограмм, которые охватывают широкие слои общества. В целом Послание Президента народу Казахстана носит программный характер и по большей части является документом, который адресован не только гражданам, но и правительству, которое должно реализовывать поставленные цели и задачи«, — резюмировал Каражанов.
Казахстанский политолог Эдуард Полетаев также указывает, что Послание — это конституционное деяние и обязанность.
«Суть-то одна — это задавать направление деятельности государства на ближайший годовой период. У Касым-Жомарта Токаева закрепилась практика, что он озвучивает Послание в начале политического сезона, 1 сентября. Это сверка часов и набор диагнозов социально-экономического, общественно-политического и культурного развития государства. Ну, и внешнеполитического в том числе, как правило. И, как правило, в каждом Послании определяется какая-то одна идея. И эта идея зашита в самом названии Послания», — говорит эксперт.
К примеру, прошлое Послание Касым-Жомарта Токаева носит название «Экономический курс Справедливого Казахстана».
Эдуард Полетаев объяснил механизм реализации содержания Послания. Сначала Президент озвучивает Послание, дальше идет обсуждение, информационно-аналитическая поддержка. В это время готовится указ Президента, обычно в течение двух недель, о реализации Послания. И уже в рамках этого указа утверждается общий национальный план мероприятий. Все это возлагается на правительство, а контролирует исполнение Администрация Президента.
«В последнем указе, от 16 сентября 2023 года, была поставлена 101 задача по реализации этого Послания. Причем сроки реализации некоторых задач не всегда заканчиваются перед очередным Посланием. То есть некоторые были реализованы уже в декабре 2023 года, некоторые будут реализованы в ноябре или в декабре 2024 года, а некоторые — еще позже. О ходе реализации два раза в год будет докладываться в Администрацию Президента, но в целом до 2029 года эта задача должна постепенно решаться», — рассказал Полетаев.
Он отметил, что для населения Послание — маркер развития государства и задач, в том числе важных для их собственного кармана. Так, в прошлом Послании была задача поднять минимальную заработную плату до 85 тысяч тенге. И она была реализована уже с первого числа.
«Тезисы разные. Какие-то важны для разных представителей населения, разных социальных или экономических бизнес-групп. К примеру, вопросы Налогового кодекса важны для предпринимателей. Вопросы социально-экономического характера, конечно же, ближе простому населению. Тем более если вопрос касается повышения зарплаты, пенсии и так далее. Некоторые же задачи имеют «чиновничий дух». К примеру, меры по дебюрократизации государственного аппарата», — перечислил политолог.
Эксперт признал, что такая система выполнения задач стала четко регламентированной и схематизированной, к тому же привязана конкретно к датам.
«В конце концов, одна из этих же задач, которая поставлена в предыдущем Послании, это как раз таки формирование гибкой, компактной системы государственного планирования. Собственно говоря, реализация Послания — это тоже часть системы государственного планирования. Конечно же, у населения всегда большие ожидания от традиционного Послания. Практика показывает, что в целом все-таки большая часть поручений выполняется с задержкой, но тем не менее для чиновников это серьезный аргумент. Реализация общего национального плана и указа Президента все-таки имеет очень большое политическое значение», — заключил Полетаев.
От трона до трибуны: как звучат Послания глав государств по всему миру
В России послание Федеральному собранию также является ежегодным. Президент выступает с речью в присутствии членов обеих палат парламента — Государственной думы и Совета Федерации. Это единственный случай, когда конституция допускает совместное заседание палат. Содержание и форма обращения определяются президентом и не регламентируются какими-либо правовыми актами.
В стране практику подобных обращений ввел президент Борис Ельцин. Президент России Владимир Путин обращался с посланием в последний раз 29 февраля 2024 года.
В США президент ежегодно выступает с посланием «О положении страны» перед Конгрессом. Согласно американской конституции 1787 года «президент периодически дает Конгрессу информацию о положении союза и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными».
Впервые с подобным посланием перед законодателями 8 января 1790 года выступил президент Джордж Вашингтон, он же заложил традицию делать это ежегодно. Как правило, с речью к Конгрессу президент обращается в январе. Исключения составляют годы вступления новоизбранного президента в должность (в таких случаях глава государства выступает со своим первым обращением в феврале).
В последний раз действующий президент США Джо Байден выступил перед американским Конгрессом с речью «О положении дел в стране» 7 марта 2024 года.
Стоит отметить, что прообразом американских посланий стала «Тронная речь», зачитываемая монархом Великобритании во время церемонии официального открытия новой сессии парламента.
Хотя Великобритания является конституционной монархией и не имеет президента, король и премьер-министр выступают с заявлениями перед парламентом.
В этом году на всеобщих выборах в Британии победу одержала Лейбористская партия во главе с Киром Стармером, который стал новым премьер-министром страны. Получив от короля Чарльза III формальное распоряжение сформировать новое правительство страны, он 5 июля 2024 года впервые обратился к британцам, стоя у дверей официальной резиденции премьера на Даунинг-стрит.
Сам британский монарх ежегодно произносит «Тронную речь» на открытии парламента, где излагаются планы правительства на ближайший год. Речь пишется не самим главой государства, а партией, преобладающей в нижней палате парламента.
17 июля 2024 года король Великобритании Чарльз III выступил с «Тронной речью» — зачитал программу нового правительства на ближайший год.
Другие монархи — испанский, бельгийский, шведский, норвежский и другие — обращаются непосредственно к нации, хотя и в своих парламентах выступают достаточно регулярно.
Президент Франции выступает перед нацией в День взятия Бастилии (14 июля), а к парламенту обращается письменно. К слову, в этом году Эмманюэль Макрон не выступал с обращением, так как накануне он распустил Национальное собрание – нижнюю палату парламента страны — и назначил досрочные выборы.
Главы государства в Италии и Германии обладают гораздо меньшими государственными полномочиями, чем премьер-министр и канцлер. Поэтому их обращения не такие стандартные, а являются обращением к гражданам по тому или иному случаю, как рождественская речь и другие.
В странах СНГ не выступают с посланием парламенту только лидеры Азербайджана и Туркменистана.