Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the all-in-one-wp-security-and-firewall domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/semeinews.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/semeinews.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6114
Без Казахстана полноценно реализовать потенциал региона не получится — российский эксперт — Semeinews.kz — главные новости города Семей, Казахстана и мира
Экономика

Без Казахстана полноценно реализовать потенциал региона не получится — российский эксперт

Без Казахстана полноценно реализовать потенциал региона не получится — российский эксперт

Российский эксперт, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Андрей Грозин поделился мнением об итогах 2023 года в Казахстане и сделал прогнозы на 2024 год, передает Tengrinews.kz.

— В 2023 году в Казахстане завершился электоральный цикл, начавшийся в 2022 году с Президента. По новым правилам переизбрали депутатов Мажилиса и Сената, а также депутатов маслихатов всех уровней. В прошлом году в пилотном режиме прошли выборы акимов районов и городов областного значения. Как вы оцениваете эти реформы в политической системе Казахстана?

— В последнем тексте Касым-Жомарта Кемелевича, который был опубликован 3 января в газете Egemen Qazaqstan, как раз именно эти три основных политических шага названы одними из ключевых для прошлого года, а именно выборы акимов сел и городов, выборы депутатов Мажилиса и выборы в маслихаты. То, что Президент подчеркивает приоритетность этих событий, на мой взгляд, говорит о высоком приоритете политической модернизации с точки зрения реализации стратегии Нового Казахстана. Ни экономика, ни социальная сфера, ни культура с историей, ни внешняя политика — это все идет уже потом, именно внутриполитические изменения объявляются основными. Это говорит о том, что для руководства страны внутриполитические изменения представляют особый интерес.

Постсоветские элиты любят писать различные стратегии. Это у нас общее. Но люди судят по своему холодильнику, по своему кошельку, в первую очередь ориентируются на свои каждодневные перемены в жизни. Все-таки экономические, социальные изменения, работа правительства представляют особый интерес для сохранения социальной стабильности в обществе.

На мой взгляд, после января 2022 года руководство республики очень внимательно, прямо скажем, в ручном режиме осуществляет контроль за текущими событиями, экономическими и социальными, чтобы ни в коем случае не допустить повторения, рецидива чего-то подобного. Сами реформы в Новом Казахстане – это по большому счету стратегии недопущения утраты суверенитета и государственности. Все делается для того, чтобы в стране не повторялись разрушительные события, чтобы рядовые граждане чувствовали себя нормально и у них не было потребности каким-то радикальным образом выражать свое несогласие. Поэтому правительство и акиматы в 2022-м и в 2023 году, на мой взгляд, работали в основном в парадигме недопущения социальных перекосов, которые могли бы негативно сказаться на социальном самочувствии общества.

— В 2023 году Президент Касым-Жомарт Токаев объявил об экономических реформах в стране. На ваш взгляд, с какими результатами завершился прошлый год в сфере экономики?

— Достижению успешных результатов внутриполитической работы способствовала неплохая экономическая конъюнктура. Вся экспортная линейка основных казахстанских продуктов, которые поставляются на мировой рынок, и в прошлом году, и даже в позапрошлом году, демонстрировала неплохую динамику. У бюджета были деньги, было на что проводить реформы. Очевидно, что и в текущем году, если не случится форс-мажорных неприятных событий где-нибудь на Ближнем Востоке, ситуация для казахстанской экспортной линейки, в первую очередь для энергоносителей, будет выглядеть достаточно положительно. Это будет способствовать тому, чтобы дальнейшая работа по совершенствованию и развитию экономики, социальной сферы проводилась успешно.

В казахстанской экспертной среде принято ругать правительство, а не хвалить. Хотя, на самом деле, есть же индикаторы, последние данные АСПиР, которые демонстрируют положительную динамику макроэкономических параметров по итогам прошлого года. В первую очередь это касается инфляции: год начинался с инфляционных скачков под 20 процентов, а заканчивался гораздо более приемлемыми для граждан, для бизнеса, для экономики параметрами — 10 процентов и, видимо, будет меньше по итогам года. Это наглядное свидетельство того, что в экономике не все так плохо, как принято обычно говорить.

Оценивать деятельность правительства надо, конечно же, критически, поэтому и у вас, и у нас принято ругать людей, которые руководят экономическим блоком. Это тоже, видимо, такая постсоветская традиция. Но надо признать, казахстанский кабинет министров и в первую очередь люди, отвечающие за экономический блок, оказались в очень сложном положении. С одной стороны, начать реализовывать стратегию строительства Нового Казахстана после январских потрясений 2022 года — это уже само по себе затрудняло выстраивание серьезной системной работы, но сделать это во многом удалось. С другой стороны, работа кабинета министров наложилась на серьезную деградацию части инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Это тоже общая тема для центральноазиатского региона, хотя и у нас в российских регионах тоже хватает проблем в этой связи, просто они не очень равномерно распределены. Это не упрощает работу кабинета министров, потому что в силу этих трансформаций в реализации стратегии Нового Казахстана действовать во многом приходится, во-первых, «пожарными» методами, во-вторых, принимая не очень популярные решения. Я имею в виду курс на увеличение налоговой нагрузки на бизнес и на население, на первых в большей степени, на вторых — в меньшей. Я имею в виду необходимость постоянно обращаться к накоплениям в Нацфонде. В связи с проблемами в энергетической инфраструктуре потребности в трансферах из Нацфонда будут и в текущем году достаточно заметны и велики. Они тоже будут влиять на общую макроэкономическую ситуацию в Республике Казахстан.

— В 2023 году Президент Касым-Жомарт Токаев продолжил антикоррупционную политику и борьбу с олигополией. Одним из инструментов стал принятый закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Как вы оцениваете эти шаги?

— У антикоррупционной борьбы, как у любого сложного процесса, как у медали, есть две стороны. Антикоррупционная борьба, которая идет в Казахстане с 2019 года, кроме того, что вызывает поддержку со стороны населения, имеет безусловные плюсы — наведение порядка, бюджетной дисциплины и так далее. С другой стороны, если говорить откровенно, чиновники начинают демонстрировать низкую эффективность, опасаясь быть обвиненными в нецелевом использовании средств. В центре и на местах эффективность работы госаппарата прямо зависит от накала антикоррупционной борьбы. Когда ловят «крупную рыбу», которая сейчас активно возвращает деньги в бюджет, это одно, население воспринимает это на ура. Когда акимат работает вполсилы, опасаясь быть обвиненным в нецелевом расходовании средств, гражданами это воспринимается уже не так положительно.

Кстати, здесь Казахстан не оригинален. Например, в Китае с его гигантскими масштабами экономического роста наблюдается то же самое. Борьба с коррупцией там уже на официальном уровне признается одним из рисков для успешного экономического роста. Здесь необходимо каким-то образом найти золотую середину, выработать оптимальный подход, чтобы борьба с нечистоплотными чиновниками не парализовывала эффективность госаппарата.

— В интервью газете Egemen Qazaqstan Президент Касым-Жомарт Токаев анонсировал очередное заседание Национального курултая, которое пройдет весной 2024 года. Как вы считаете, какое значение имеет Национальный курултай как диалоговая площадка и инструмент «слышащего» государства?

— Здесь руководство Казахстана не стремится изобретать велосипед. Из интервью у меня сложилось ощущение, что для многих в казахстанской власти интересной является модель курултая, которая реализуется у ваших южных соседей. Я имею в виду Кыргызстан и недавно состоявшийся там второй курултай. В Кыргызстане в законе «О Народном Курултае» отдельно подчеркивается его консультативно-совещательная роль.

Это не замена, не эрзац-парламент или какой-то симулятор, призванный подменить собой другие ветви власти. Это механизм для того, чтобы общественное мнение для властей становилось более ясным и понятым, то есть та же концепция «слышащего» государства, реализуемая на практике. Я думаю, что выстраивание этой системы, при которой общество может донести до власти свою точку зрения, остается достаточно актуальным. Это касается и развития системы общественных советов в Казахстане, шире говоря, включенности общественного мнения в слышимый властями дискурс. В данном случае курултай может быть еще одним дополнительным инструментом для того, чтобы власть лучше слышала общество. С моей точки зрения, подобного рода стратегии и желания как раз-таки и реализуются.

— Как складывался для Казахстана прошлый год во внешней политике? Как вы охарактеризуете казахстанско-российские отношения?

— Внешнеполитический контекст для всех нас сейчас очень значим. Общий рост мировой экономической и политической турбулентности создает новые риски для реализации казахстанской стратегии, экономической, политической и любой иной. Понятно, что и людям, отвечающим за выработку внешнеполитического курса страны, сейчас работать значительно сложнее и труднее, чем это было до 2022 года. Очевидно, что новые вызовы и внешнее давление на Казахстан, на страны региона Центральной Азии и в текущем году никуда не исчезнут, они сохранятся.

Мы видим, что республике приходится очень сложно реализовывать многовекторную стратегию, осуществляя постоянное балансирование. Все мы знаем, какое количество визитов, в том числе и вип-чиновников, проходит в Казахстане и в странах региона. Казахстан как экономический лидер Центральной Азии оказывается в фокусе основного давления. Рестрикциями, которые Запад ввел в одностороннем порядке против России, коллективный Запад хотел бы, чтобы Казахстан активнее включился в процесс реализации этого санкционного давления. А Казахстан в силу объективных обстоятельств заинтересован в том, чтобы развивать свою экономику. А развивать свою экономику можно только с опорой на партнерство с ближайшими соседями, я имею в виду Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику. Кстати, отдельными сюжетами в интервью Касым-Жомарта Кемелевича Egemen Qazaqstan являются как раз отношения с Пекином и Москвой.

Если брать тему российско-казахстанских отношений, то по итогам прошедшего года товарооборот между нашими странами достиг рекордной отметки в 27 миллиардов долларов. Объем прямых иностранных инвестиций российского бизнеса в экономику Казахстана превысил отметку в 20 миллиардов долларов, а казахстанских в России – более 6 миллиардов долларов. Цифры очень большие и крайне значимые для развития казахстанской экономики и общества. Жертвовать ими ради каких-то не совсем понятных интересов, я думаю, в Астане никто особенно не заинтересован, поэтому приходится осуществлять сложную политику. На мой взгляд, пока республике удается реализовывать эту стратегию достаточно успешно. Во всяком случае какого-то серьезного напряжения по линии отношений Брюсселя и Астаны, Вашингтона и Астаны, Лондона и Астаны, с одной стороны, и Москвы и Астаны — с другой, не наблюдается.

Отсылаясь к макроэкономическим параметрам прошлого года в отношениях двух стран, видно, что реализация крупных экономических проектов, связанных с энергетикой, транспортом, развитием перерабатывающей промышленности, является основным трендом в развитии российско-казахстанских отношений. Очевидно, что таковым оно останется и в наступившем 2024 году.

— В 2024 году Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких международных организациях: ШОС, ОДКБ, МСФА, СВМДА, ОТГ, Исламская организация по продовольственной безопасности. На ваш взгляд, как эти события повлияют на политическую повестку в регионе и каким задачам Президента Токаева это отвечает?

— Это важно даже не с точки зрения имиджевой, как может показаться на первый взгляд. Казахстан уже пережил период увлечения имиджевыми проектами. Сейчас проводится политика гораздо более взвешенная, зрелая и прагматическая. Астана будет рассматривать председательствование в большом количестве организаций с сугубо прагматической точки зрения, используя это председательствование для реализации различных национальных проектов. Это касается и председательствования по линии ШОС. Ясно, что сейчас в сложной мировой обстановке из-за роста экономической неопределенности необходима дальнейшая реализация крупных транспортно-логистических проектов. Это касается международных транспортных коридоров по линии «Север-Юг», это касается реализации китайской мегаинициативы «Один пояс, один путь».

На мой взгляд, прошлогодний саммит в Сиане задал очень важное направление для развития всего региона Центральной Азии с точки зрения вовлеченности в мировые транспортно-коммуникативные процессы. Транспортные проекты с участием Китая, России и ближайших соседей Казахстана по региону – это важные безальтернативные варианты развития для казахстанской экономики. Это новые рабочие места, новые товарные потоки, новые налоги, в конце концов, это благосостояние рядовых граждан Казахстана. Председательствование Казахстана в международных структурах – это прямой путь для того, чтобы актуализировать прагматический, деидеологизированный подход, лишенный попыток поставить под вопрос суверенитет центральноазиатских государств и, шире говоря, суверенитет евразийских государств.

Казахстан с точки зрения своего экономического, ресурсного, транспортного потенциала, на мой взгляд, очень значимое для всей Евразии государство. Без его полноценного развития большое количество различных проектов, о которых мы говорим и которые начинают постепенно реализовываться, полностью осуществить не удастся. Без Казахстана, точно так же, как без Узбекистана, который занимает ключевое положение в Центральной Азии, полноценно реализовать потенциал региона не получится. Это признается и ближайшими крупными соседями, и государствами, которые отделяют от Центральной Азии много тысяч километров.