Бегство депутата, обыски в СМИ и заявление Жапарова: политолог объяснил события в Кыргызстане
Кыргызский политолог Игорь Шестаков прокомментировал последние громкие события в стране и оценил политическую ситуацию, передает корреспондент Tengrinews.kz.
За последние несколько дней в соседнем Кыргызстане произошло несколько околополитических событий, которые вызвали широкий резонанс в СМИ.
9 января депутат Жогорку Кенеша Эмиль Жамгырчиев выпрыгнул из окна второго этажа и скрылся из здания парламента, после того как депутаты дали согласие на привлечение Жамгырчиева к уголовной ответственности по делу о незаконном пересечении границы.
15 января в редакции одного из крупных СМИ страны 24.kg прошли обыски, а руководителей издания вызывали на допросы.
Шеф-редактор кыргызского сайта 24.kg рассказал об обыске в редакции
В тот же день президент Кыргызстана Садыр Жапаров в своем интервью неожиданно заявил о том, что на сегодня нет основания для смены власти в стране.
Мы попросили местного политолога прокомментировать эти новости и оценить обстановку в стране. Политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордом» Игорь Шестаков по поводу побега депутата парламента страны Эмиля Жамгырчиева отметил, что для Кыргызстана комиссии по расследованию незаконной деятельности в отношении действующих парламентариев — это не редкость. Внимание случай с Жамгырчиевым привлек именно самим фактом его необычного побега с места работы. Это событие стало мемом и привлекло широкое внимание общественности, стало поводом для шуток и иронии со стороны граждан.
«Если смотреть на биографию Жамгырчиева, то он, до того как стать депутатом, работал в службе по борьбе с экономическими преступлениями и, возможно, на этом посту имел какие-то связи с Узбекистаном, по делам, связанным с борьбой с контрабандой. Возможно, расследование в отношении него связано с этой работой. В любом случае эта история не какая-то сверхординарная, за исключением побега депутата. Позже он все-таки явился на допрос, и его не арестовали», — отметил политолог.
Политолог также прокомментировал обыски и допросы в редакции одного из крупнейших изданий страны 24.kg. По словам Шестакова, любое силовое воздействие в отношении популярного СМИ вызывает резонанс. Само издание не считалось в стране ни провластным, ни оппозиционным и в своей редакционной политике обычно придерживалось нейтральной позиции, освещая основные события в общественно-политической жизни республики. Представители редакции заявляют о доносе со стороны неких недоброжелателей. Несмотря на это, после допросов издание продолжило свою работу.
Как отметил эксперт, в данном случае речь шла о публикации, затрагивающей тему войны России с Украиной. После митингов, которые проводились в республике в 2022 году в поддержку той и другой стороны военного конфликта, президент Кыргызстана быстро принял меры и запретил проведение подобных митингов. Он заявил, что война в другой стране не должна стать поводом для раскола в обществе. Очевидно, после этого проводился мониторинг СМИ, освещавших данную тему.
«Нельзя говорить, что в стране проводится одномоментное сворачивание демократических свобод и свободы слова. Стоит помнить, что сейчас большое влияние имеют не только традиционные СМИ, но и соцсети. Хотя у нас, бывало, задерживали отдельных блогеров, но в целом в соцсетях можно наблюдать весьма жесткие оценки в адрес президента, руководителей министерств и ведомств.
Популярным остается жанр журналистских расследований, и их авторы получают международные награды, хотя иногда могут получить и повестку в суд. Мне кажется, что власть должна быть заинтересована в расследовании коррупционных преступлений, надо поддерживать СМИ, которые пытаются разоблачать нечистых на руку чиновников. При этом нельзя забывать и о возможности политического заказа, не все материалы под грифом борьбы за демократию и с коррупцией являются объективными. В целом надо отметить, что наша республика до сих пор остается одной из немногих стран СНГ, где в СМИ и соцсетях свободно выражают свою точку зрения, работают независимые СМИ и те, что прямо являются оппонентами власти», — добавил политолог.
В отношении высказываний президента Кыргызстана о том, что сейчас нет основания для смены власти в стране, политолог отметил, что связаны они могут быть с традиционными для республики ожиданиями политических волнений, которые появляются практически каждую весну и осень, после прошлых революций. Каждый крупный митинг в этот период воспринимается как возможный катализатор для более масштабных событий и попытки насильственной смены власти.
«То, что президент сказал, связано с анализом революционных событий прошлых лет. Думаю, он акцентировал внимание, что нынешняя власть не будет допускать подобного развития событий. Он также подчеркнул, что у них нет никаких разногласий с нынешним главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым, так как такие слухи возникали. Он подчеркнул, что противоречий между двумя крупными политическими фигурами нет. Это был сигнал, направленный как вовне, так и внутрь страны», — пояснил политолог.
Осенью прошлого года, по словам Игоря Шестакова, на слуху были митинги, связанные с налоговой реформой, требованием к предпринимателям устанавливать кассовые аппараты. Это вызвало недовольство со стороны представителей малого и среднего бизнеса.
«Хотя у них были объективные поводы для недовольства, митинги проводились достаточно организованно. Могло возникнуть подозрение, что кому-то это было выгодно. К примеру, когда в 2018 году в лютые морозы Бишкек остался без отопления, то никто на митинги не вышел, а сейчас вышли. Возможно, президент выступил с расчетом на наступивший год, предстоящую весну, заявив, что готовится к борьбе за общественно-политическую стабильность в стране», — добавил кыргызский политолог