Подземный туннель и глазок в камеру. Как выглядит одно из старейших СИЗО Казахстана
Казахстанцы, совершившие преступление, за которое можно попасть за решетку, до вынесения судом приговора находятся под следствием. На это время их могут отправить в СИЗО. Такие изоляторы есть в каждом областном центре. Один из старейших следственных изоляторов Казахстана находится в Костанае.
Корреспонденты Tengrinews.kz взглянули на вековые двери учреждения, прогулялись по подземному туннелю, послушали песни Кати Лель в необычной обстановке и взглянули на условия, в которых содержатся арестованные.
Учреждение №76 по улице Джангильдина. Перед тем как сюда попасть, нужно пройти досмотр.
В СИЗО досмотр проводится так же тщательно, как, например, в колониях строгого или особого режима. Сюда ежедневно приходят родные следственно арестованных, адвокаты, прокуроры и общественные защитники. Нередки попытки пронести телефон, деньги и другие запрещенные предметы и вещества.
Само учреждение начало принимать первых заключенных еще в позапрошлом веке — с 1 октября 1891 года. Тогда это была тюрьма, рассчитанная на 35 заключенных.
Однако почти сразу мест оказалось недостаточно, поэтому тюрьму периодически расширяли, строя новые корпуса.
В наши дни лимит СИЗО в Костанае с 132-летней историей составляет 500 человек.
Вот так выглядит штаб 76-й.
Чтобы попасть из него в первый корпус, нужно пройти по настоящему подземному туннелю. Но для начала нам показали, где беседуют адвокаты со своими клиентами, а также комнату для судебных заседаний в режиме онлайн.
Эти массивные деревянные двери видели не одну тысячу арестованных, слышали их разговоры с защитниками и признания в совершенных преступлениях.
А вот и тот самый подземный переход.
Подобных подземных туннелей мы пока не встречали ни в одном из учреждений, в которых успели побывать.
В СИЗО попадает совершенно разный контингент. В том числе те, кто в итоге будет оправдан.
Особенность следственного изолятора и отличие от других учреждений в том, что под одной крышей здесь находятся все: мужчины, женщины и даже несовершеннолетние. Все они до решения суда попадают в СИЗО. Только после вынесения приговора их распределяют по учреждениям в зависимости от тяжести совершенного ими преступления и других обстоятельств.
Держат их, разумеется, в разных камерах. В одной могут находиться по несколько человек одного пола (несовершеннолетних от взрослых также держат отдельно). Арестованные, которые попали сюда по одному делу, никак друг с другом не пересекаются — так они не смогут подстроить показания и навредить ходу следствия.
На прогулку арестованные из одной камеры также выходят без возможности столкнуться с кем-то из другой.
Вот так выглядит помещение для прогулок. Белые стены, небо через решетку и… музыка. На фоне из динамиков по периметру во время нашего посещения почему-то играла песня Кати Лель «Муси-пуси».
Работники учреждения признаются, что за годы работы здесь наблюдали самый разный контингент арестованных. Ведь в СИЗО попадают все: от задержанных за мошенничество, до тех, кто совершил тяжкие преступления.
«Сейчас много задержанных за вождение в нетрезвом виде, закладчиков наркотиков. Также поступает много педофилов. У некоторых нестабильное психическое состояние. Другие же делают вид, что являются таковыми, чтобы повлиять на срок, к которому их могут приговорить. Однако экспертиза в таких случаях расставляет все точки над «i», — рассказывает заместитель начальника по воспитательной работе учреждения Жанайдар Жусупов.
В учреждении 100-процентный охват видеонаблюдением. Все отслеживается в МВД и прокуратуре. В самом СИЗО не могут отключить камеру или удалить какую-то запись. И даже, если теоретически предположить, что будут предприняты какие-то попытки сделать это, то за этим последует разбирательство и наказание виновных лиц.
В стене рядом с некоторыми камерами еще сохранилось «видеонаблюдение» из прошлого века — это специальный глазок, который позволяет наблюдать за происходящим внутри в дополнение к отверстию в двери.
Также в СИЗО есть библиотека, откуда арестованные могут заказать нужную им литературу.
Работает психолог, к которому можно обратиться при необходимости.
Помимо арестованных, в следственном изоляторе есть и те, кому уже вынесли приговор. На данный момент их здесь 24.
И они выполняют функцию хозобслуги: работают в столовой, занимаются ремонтом и уборкой. За это они получают заработную плату, которая поступает на их счет.
В отличие от следственно арестованных, осужденные отбывают наказание в общих комнатах.
Один из осужденных согласился рассказать нам, как он здесь оказался.
Он был приговорен к трем годам лишения свободы за то, что снял несколько миллионов тенге с чужой банковской карты. Об этом нашего собеседника попросил его знакомый (к слову, бывший заключенный), который и дал ему все необходимое, в том числе PIN-код.
Больше половины срока он уже отсидел и сейчас с нетерпением ждет освобождения, параллельно выплачивая судебный иск в размере той суммы, которую он, по сути, украл с карты потерпевшей стороны.
«Вся эта ситуация показала, что мы нужны только нашим близким. Друзья, которые у меня когда-то были, сразу исчезли», — рассказал он.
Закончив беседу и продолжив изучать СИЗО, мы заметили магазин. Закупаться здесь могут как арестованные (написав в заявлении, что им требуется, после чего товар им приносят сотрудники учреждения), так и осужденные. Те и другие рассчитываются с помощью специально открытого счета. Иметь на руках деньги или банковские карты здесь запрещено.
Вот так выглядит одно из старейших учреждений для осужденных и арестованных в Казахстане.
В ближайшее время на нашем сайте также выйдет репортаж из колонии, известной всем как «Черный беркут», в которой отбывают наказание пожизненно лишенные свободы. Следите за обновлениями на Tengrinews.kz.
Текст подготовил: Иван Сухоруков.