«Отец» динозавров и человек-фейерверк. Как живет изобретатель из Семея
«Всю жизнь прожил, радуя людей. Сейчас себя уже изменить сложно. Просто лечь на диван и ждать смерти я не могу. На тот свет ты ничего не заберешь: ни деньги, ни машины. Зато о тебе останутся воспоминания«.
Самая-самая дискотека в 80-е. Грандиозные фейерверки в Семее и Астане. Гигантские двигающиеся аниматроники-динозавры… Корреспонденты Tengrinews.kz познакомились с казахстанским изобретателем Вадимом Гостевым.
Июнь 1998 года. В центре Казахстана готовятся к грандиозному событию — презентации новой столицы. Ключевая часть программы — фейерверк — оказалась на грани срыва.
«Привезенную нами пиротехнику полиция города отказалась охранять. И мы оставили все на хранении на заводе «Целинсельмаш». По неизвестным причинам случился пожар. Чуть завод не сгорел», — вспоминает Вадим Гостев.
«Я думаю, что это была диверсия, потому что аналогичное возгорание случилось у меня через несколько дней здесь, в Семее, на складах. Видимо, из расчета, чтобы я не успел ничего привезти отсюда. Наверное, не нравилось кому-то, что именно я этими фейерверками занимаюсь. Несколько уголовных дел завели, но их прекратили. Фейерверк в итоге не был сорван, часть использовали из того, что не успело сгореть. Что-то оперативно заказал. В общем, отработали как положено, и фейерверк на презентации столицы состоялся. После уже все последующие годы наш фейерверк был на всех закрытых и открытых мероприятиях в Астане. Были такие фейерверки, что небо над Ишимом от моста до моста, как говорится, в алмазах было»
На видео ниже можно взглянуть, как праздновали День столицы с фейерверками в 2000 году.
У Вадима Акендиновича, как он сам говорит, было детство простого пацана. Родители работали на фабрике. Мама была швеей, отец — механиком. В 9 лет мальчик стал сиротой.
«Родителей не стало в один год. Мама ушла в апреле, отец – в августе. Родственники все исчезли. И опеку надо мной взяла подруга родителей Нина Яковлевна Губанова. Это моя вторая мама. Она была директором на фабрике. Так получилось, что она пережила всех своих детей, я у нее остался один. И когда ее не стало в позапрошлом году – я проводил ее в последний путь. Это было моим долгом».
«Мне по жизни повезло встретить прекрасных людей, которые так или иначе повлияли на то, кем я стал. Например, в интернате был учитель физики. Он и приобщил меня к изобретательству, к познаниям. Дал мне ключи от кабинета и сказал: «Будешь лаборантом». А этот кабинет был самый навороченный по тем временам. Я в этой лаборантской буквально жил. Еще один человек был, который вел ракетно-модельный кружок. А я был шустрый малый. Если я что-то не взорву, то день прожит зря. У меня там все взрывалось, летало, горело. Поэтому в будущем у меня и пошла легко пиротехника. Я же полстраны «спалил», — шутит Вадим Гостев.
Во время нашей беседы обращаем внимание на бюст Абая на рабочем столе. Как оказалось, великий мыслитель здесь не просто так.
«Волшебный» толчок в моей карьере произошел благодаря Абаю. Первый крупный фейерверк я сделал на 150-летие поэта в 1995 году в Семее на набережной. До этого заказы были только для друзей и знакомых на различных мероприятиях типа свадеб или юбилеев. Когда мероприятие готовилось, я предложил свои услуги главному режиссеру. Я даже готов был бесплатно все это сделать, мне просто очень интересно было поучаствовать»
«Я тогда чуть баржу не спалил, с которой шел запуск. У меня у самого штаны и башмаки сгорели. Но зрители этого не знали. Они видели только результат – грандиозный фейерверк. После этого меня заметили. Все местные богатые брали у меня заказы… Кроме меня, этим у нас в стране потом никто не занимался еще где-то лет 15. Потом уже из Китая начали завозить фейерверки, с ними конкурировать бесполезно. Хотя и у них мы были в большом почете», — рассказывает Вадим Акендинович.
Последние восемь лет заказов на фейерверки, по словам нашего собеденика, практически нет.
«Фейерверки – наверное, лакмусовая бумажка общества. В последние годы свадьбы уже не заказывают фейерверки. А раньше даже просто парень делает предложение девушке, корпоратив какой-нибудь, да любое мероприятие – фейерверк обязательно. Все это закончилось лет восемь назад», — отмечает Вадим Гостев.
Однако фейерверки — это далеко не все, чем Вадим Гостев смог в свое время порадовать жителей Казахстана. В 2003 году в Астане появился большой центр для детей, где можно прогуляться через пещеры, встречая двигающихся аниматроников внушительных размеров.
«Меня в столице знали как пиротехника. Ну и знали, что робототехникой тоже занимаюсь. И когда Астана строилась, мне позвонили и сказали, что нужны мои идеи. А у меня на тот момент уже были зарисовки мобильного проекта: ездить по миру с аниматрониками и в разных городах останавливаться, показывать их людям. Мне предложили сделать его стационарным – в столице. Я согласился. Думал, успеем за два года. В итоге все затянулось на шесть лет. Но не потому, что я плохо строил. А потому что деньги разворовывались. Финансирование шло, а до меня оно не доходило. Но, может, оно и к лучшему было. У нас была фора в целые шесть лет. Все-таки многое мы придумывали на ходу. Тот же силикон для шкуры динозавров — я полмира объездил, чтоб подходящий отыскать», — рассказывает Вадим Гостев.
Создавались аниматроники в Семее в нескольких экземплярах. Некоторые динозавры и большая горилла все еще стоят в мастерской Вадима Акендиновича.
«Мы целое стадо яков побрили в Монголии, чтобы сделать мех для этого робота. Специально ездили, брили, сами вычесывали, красили, шили», — смеется Вадим Акендинович.
«Все, что сейчас видят жители и гости столицы, – все создано нами, здесь, в этой мастерской. Ни одного зарубежного специалиста мы не привлекали. Создавали все наши простые местные пацаны с золотыми руками. Для них это была отличная школа. Сейчас их всех забрали в крутые компании на большие зарплаты. Они стали высококлассными специалистами»
«Вообще, создавать динозавров пришло мне в голову, когда я посетил национальный музей истории в Лондоне. Так вдохновился, что по возвращении в Семей сказал: «Мужики, будем делать динозавров». До этого у меня уже был опыт создания роботов. Первого динозавра, которого я назвал Семен, мы сделали буквально из подручных средств. Например, использовали цилиндры стоек от «Газели». Я также отыскал завод по производству пневмоавтоматики. Мне даже директор завода сказал, что я первый клиент, который покупает у него пневмоавтоматику для творчества. Они после знакомства со мной начали заниматься бионикой. Это был толчок для них. Они увидели, что я на основе их пневмокомпонентов создаю несвойственные для их продукции вещи», — вспоминает Вадим Гостев.
Как все это создавалось, можно наглядно увидеть в видео 15-летней давности на YouTube. У него больше миллиона просмотров. А под роликом восторженные комментарии иностранцев.
Интересно, что нечто похожее могло появиться и в Семее. Однако идея, по словам Вадима Гостева, не заинтересовала местных чиновников.
«Я просил выделить мне землю на Полковничьем острове в Семее. Чтобы сделать там место отдыха для горожан. Требуется лишь провести туда отопление, канализацию, водопровод и электричество. Я бы нашел инвесторов. И они превратили бы этот остров в сказку. Я не хочу на этом заработать. Я хочу, чтобы все это сохранилось. Но ответ акима такой: «Ой, для нас это сложно». Я отвечаю: «Сложное я уже сделал, четыре стены поставьте и коммуникации проведите». Отказали. Они не заинтересованы»
А после показал нам эскизы.
«У меня есть участок недалеко от Семея в поселке Старая крепость. Скорее всего, там я все это и реализую. Главное, успеть. Кадров сейчас не хватает», — добавил он.
К слову, эту идею Вадим Гостев на некоторое время смог реализовать в Таиланде. Куда он специально увез всех аниматроников и оборудование. Как все это выглядело – можно посмотреть в видеоролике ниже. На данный момент все динозавры «вернулись» в Семей.
«Я всегда делал вещи, которые до меня в СНГ никто не делал. Я всегда людей зажигал, организовывал мероприятия. В 1982 году я создал самую крутую дискотеку в Казахстане. Мы открылись 29 октября. Это день комсомола. Поэтому дискотеки эти так и назывались — «29». У нас лазеры были, дым тяжелый, светомузыка. В Алматы даже такого не было в то время. Это был СССР. Поэтому прижать нас пытались все: от КГБ до КПСС. Все приходили и контролировали, то нельзя, это нельзя. Дискотека работала два раза в неделю в течение 12 лет. Потом я создал клуб технического творчества. Потом создал группу по изучению аномальных явлений. Потом уже занялся роботами, но они у меня не сразу пошли. И так я начал заниматься пиротехникой. Ну, а дальше вы уже знаете», — говорит Вадим Гостев.
«Всю жизнь прожил, радуя людей. И сейчас себя уже изменить сложно. Просто лечь на диван и ждать смерти я не могу. На тот свет ты ничего не заберешь, ни деньги, ни машины. Зато о тебе останутся воспоминания. Меня греет мысль, что до сих пор созданные мною аниматроники дарят детям эмоции.
Хочу сохранить то, что сейчас есть. Сохранить для потомков наработанное за эти годы. Это уникальные изделия, аналогов которым нет. Наступит день, когда меня не станет. И если я не успею, это все уйдет на металлолом. Боюсь, что после это никому не нужно будет…»
Беседовал: Иван Сухоруков.
Фото: Турар Казангапов.