Шоубизнес

«Они умолчали»: режиссеры заявили, что суммы в отчете Минкульта не бьются с фактическими

«Они умолчали»: режиссеры заявили, что суммы в отчете Минкульта не бьются с фактическими

Ранее в Министерстве культуры и информации обнародовали данные по тратам на съемки казахстанских фильмов. Редакция Tengri Life обратилась к казахстанским режиссерам с рядом вопросов, чтобы узнать, почему картины за сотни миллионов бюджетных тенге не вышли в прокат или не окупились. Некоторые из них заявили, что получили намного меньше той суммы, которую заявляют в Минкульте.

За 5 лет государство профинансировало создание 103 картин, из которых завершено производство 98 фильмов различных жанров на сумму 19 миллиардов тенге.

«Причиной того, что казахстанский зритель до сих пор не увидел некоторые картины, является незаинтересованность производителей и авторов в прокате, так как в период реализации проектов они уже гарантированно получили свои гонорары«, – отметили в Министерстве культуры и информации.

К примеру, ТОО «Турсуновфильм», руководителем которого является режиссер и писатель Ермек Турсунов, получило государственную поддержку в размере 500 миллионов тенге на производство полнометражного художественного фильма «Бесмойнак», но картина в прокат не вышла, заявили в министерстве.

Ермек Турсунов, отвечая на вопросы Tengri Life, уточнил, что прокат его фильма запланирован на март 2024 года.

«Производство кинокартины было окончательно завершено в конце 2022 года, и фильм был сдан Госцентру поддержки нацкино. Картина получила удостоверение национального фильма. Нареканий по финансовым и производственным отчетам не было, сроки производства кинокартины пострадали из-за пандемии. Задержка выхода в прокат была вызвана рядом объективных обстоятельств, не зависящих от меня. Это отсутствие продюсера, неверная стратегия продвижения, выбранная ГЦПНК, и так далее», – ответил режиссер на критику министерства.

Ермек Турсунов уточнил, что договоренностей с Министерством культуры и информации у него не было, вся коммуникация проходила через Центр поддержки национального кино. По словам режиссера, в марте 2023 года ими же был организован показ фильма для ограниченного круга лиц.

«В марте 2023 года госцентр организовал показ фильма «Бесмойнак» в Астане руководству Министерства культуры и спорта (ныне Министерство культуры и информации — прим.), ряду ответственных чиновников и членов правительства, а также депутатам Парламента.

В результате после показа руководство госцентра пообещало полную поддержку в продвижении и организации проката фильма. Из-за смены министров, правительств, руководства Госцентра поддержки нацкино обещания остались обещаниями«, – пояснил Ермек Турсунов.

Читатели задались вопросом и о фильме Рашида Нугманова «Бату»: можно ли его посмотреть онлайн и почему лента про одну из важнейших исторических фигур для казахстанцев так и не вышла в кинотеатрах?

«Изначально проект был ориентирован на прокат в кинотеатрах, поскольку содержал игровые сцены с реставрацией исторических событий – то, что называется докудрамой. Это не дешевое удовольствие, которое на Западе стоило бы миллионы долларов, но мы сократили бюджет, чтобы вписаться в 400-450 тысяч долларов. Члены экспертного совета на питчинге предупредили, что этой суммы нам будет недостаточно, но мы поставили себе задачу уложиться в нее», – рассказал Нугманов.

По словам режиссера, значительная часть исходной сметы была выделена на строительство декораций, пошив и аренду костюмов XIII века, изготовление реквизита, оружия, грим и кастинг. Когда наконец поступили первые средства к сентябрю 2021 года, съемочной команде, по его словам, поставили невыполнимую задачу: сдать фильм в декабре.

 

«Мы просили поставить реалистичные сроки и определить дату сдачи картины во втором квартале 2022 года, но руководство наотрез отказало нам в этом: фильм должен быть сдан в декабре на утвержденный бюджет, а игровые сцены полностью заменены на графические», – пояснил режиссер.

В результате карантинных ограничений работу за пределами Казахстана и России координировали удаленно – фильм снимался местными группами на трех континентах — в Монголии, Украине, Франции и США.

По словам Нугманова, так как права на фильм «Бату» принадлежат Госцентру поддержки национального кино, вопросы проката остаются в их компетенции. В 2022 году его творческая группа и студия CUBIC на свои деньги сняли четырехсерийный телевизионный фильм «Бату: Загадка истории», однако с тех пор они ждут ответа касательно авторских прав.

«Теперь слово за Госцентром – готов ли центр признать наши права на эту версию? В настоящее время все еще ждем ответа. Если вопрос будет решен положительно, мы наконец сможем ответить на ваш вопрос, где и как можно будет увидеть фильм», – делится Рашид Нугманов.

Еще в министерстве указали картину режиссера Ернара Нургалиева «На старте», на которую из госбюджета выделили 468,5 миллиона тенге, но собрал он в прокате всего 15,5 миллиона тенге. Однако в разговоре с Tengri Life режиссер озвучил другие суммы и важные детали, которые никем не были упомянуты.

«Фильм мог бы окупиться в прокате, но проблема была в маркетинге. Никто не продвигал его, просто поставили дату, и все. Ну, конечно, никто не узнает, никто не увидит и не слышно было, что за это фильм. Это продюсерская проблема», – говорит Ернар.

Ернар Нургалиев пояснил, что синопсис фильма не его идея. Изначально режиссером картины «На старте» выступал приглашенный специалист из России, однако из-за карантина производство фильма заморозилось, режиссер вернулся домой. Фильмом попросили заняться его.

«Им надо было срочно снять и сдать по датам фильм. Государству же все равно, карантин или нет, им нужно получить продукт. Они (продюсеры — прим.) звонили мне, сказали, надо снять, помоги. Я согласился. Но когда прочитал сценарий… Написан он был прям по-голливудски – масштаб и массовка. Я спросил про бюджет, они мне озвучили где-то 150 миллионов тенге, и я сказал, что не смогу снять такой фильм, который заявлен в сценарии», – сказал Нургалиев.

Позже с режиссером связались еще раз и уточнили, какой фильм можно снять за такую сумму. Он предложил оставить только синопсис и исключить «голливудские» масштабы.

«Фильм стал проще и дешевле, но я не стал спрашивать у них, куда делись остальные деньги. Кажется, бюджет слетел из-за карантина», – ответил Ернар.

Как отметил режиссер, в основном он занимается созданием коммерческих картин, которые пользуются успехом в прокате, поэтому утверждать о коррупции в кинотеатрах не может.

«Зависит от маркетинга продукта, вот начался фильм в четверг, и за четыре дня реклама должна быть очень сильной. Чтобы привлечь внимание, чтобы люди посмотрели. Если люди не идут неделю, то кинотеатр снимает с проката, им же невыгодно это. Если фильм скучный и неинтересный, то его потихоньку убирают, и это нормально. Все зависит от продажи фильма», – сказал он.

В итоге, по словам режиссера, проблема низких сборов картины «На старте» в том, что ее не смогли качественно продать.

«Я первый раз в этом проекте работал с государством, знакомые просили спасти этот проект. Для этого мне звонили, надо было снять дешевле и быстрее. Вот и все, у нас такое соглашение было.

Фильм хороший, но они не дали мне менять сценарий и синопсис. Потому что я же знаю зрителей, я уже сколько снимал, я знаю, что народу нравится, а что нет. Я хотел помочь, предложил поменять идею, сказал, что лучше и интереснее сделаю. Они сказали: нет, мы утвердили и снимать надо «под систему».

А так фильм мог отбить свое, видите, никто не занимается продвижением. Кто будет стараться, если государство дает деньги даром? Они берут себе, и все. В этом проблема! А частные компании, конечно, на свои деньги снимают и стараются продать, чтобы все увидели и знали», – подытожил он.

Мы обратились с запросом в Министерство культуры и информации, чтобы уточнить, почему, по их данным, на фильм ушло 468,5 миллиона, а по данным режиссера — лишь 150 миллионов. И куда делись еще 318,5 миллиона тенге.

Мы связались с актером и продюсером Максом Акбаровым и задали ему вопрос, который касается финансирования ленты «На старте». По словам продюсера, большинство из заявленных фильмов – социально-идеологические проекты, перед которыми не стояло такой задачи, как кассовые сборы.

«Если у государства есть цель зарабатывать на кино и возвращать средства, то необходимо перестать финансировать кино, чтобы ни у кого не возникало вопросов. Снимать на частные деньги и исключительно коммерческие жанры (жанры комедия, боевик и ужас – прим.).

Многие не знают, что суммы, которые озвучили в министерстве, это не все деньги, которые идут на прямые расходы, то есть на производство. Есть прочие расходы, как НДС и другие уплачиваемые за сотрудников и группу налоги (39 процентов). Например, для фильма «На старте» мы также вкладывали свои средства для продвижения, сделали дубляж на русский язык, продали фильм на шести стриминговых платформах. Показали фильм на 15 международных фестивалях и победили на 5 из них», – поделился Максим.

Также Макс Акбаров утверждает, что данные про прокату фильмов не являются верными. Фильм «На старте» заработал не 15,5 миллиона, а 25 миллионов тенге, без учета российского проката и продаж на стримингах.

С похожим запросом мы обратились к исполнительному продюсеру фильма «Паралимпиец» Сауле Кембулбаевой. Корреспондент Tengri Life решила уточнить, почему фильм с известным актером Аскаром Ильясовым не окупился.

«В прокате кассовые сборы составили 46 миллионов, в таблице указана сумма, поступившая на счет от дистрибьютора Sulpak (25 миллионов 569 тысяч тенге – прим.), то есть за минусом сборов кинотеатра и услуг Sulpak.

Кроме этого, мы получили доходы в Казахстане от Megogo бартером на 10 миллионов; за 9,25 миллиона продали ТОО Alacast; за 1,43 миллиона — ООО «Аэрогрупп»; за 1,5 миллиона — «Хабару» и за 1,792 миллиона — «Астана ТВ», – рассказала продюсер.

На данный момент, как призналась Сауле, заключен договор с ООО «Соллакс» на стриминги по СНГ.

«Мы рассчитываем получить доходы на 37 миллионов тенге (от договора «Соллакс» – прим.). На сегодняшний день «Паралимпиец» почти отбил всю сумму, затраченную на производство, без НДС 12,3 миллиона (на производство было выделено 141 миллион 621 тысяча тенге – прим.).

Они указали сумму от проката в кинотеатрах согласно нашему отчету, но умолчали о том, что были дальнейшие поступления от нас. Ежеквартально мы делаем отчет и перечисляем доходы», – сказала Сауле.

Мы обратились с запросом и к режиссеру Акану Сатаеву. Финансирование для производства его фильма «Боксер» составило 900 миллионов тенге, по данным МКИ, но сборы от кинопроката не превысили и 25 миллионов тенге. Режиссер отказался от комментария сейчас, отметив, что расскажет все лично, когда у него «появится свободное время».