Экономика

Ни живые, ни мертвые: как появились “зомби” в экономике Казахстана

Ни живые, ни мертвые: как появились “зомби” в экономике Казахстана

В докладе Всемирного банка об экономике Казахстана “Зима 2023-2024” говорится о появлении большого количества “зомби”-компаний в нашей стране. Что это за компании и почему они опасны для экономики – в материале Tengrinews.kz.

“Зомби”-компании – кто они?

Термин “зомби”-компании” используется для описания предприятий, которые находятся в банкротстве или сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями, но продолжают существовать благодаря вливаниям капитала извне, в частности – из государственных источников. Эти компании могут оставаться на плаву, несмотря на свою неэффективность, благодаря финансовой поддержке, которую получают.

Говоря простыми словами, “зомби”-компании – это ни живые, ни мертвые предприятия. То есть неэффективные, убыточные фирмы, находящиеся на грани банкротства, выпускающие неконкурентную продукцию, которая практически не пользуется спросом.

Сколько “зомби”-компаний в Казахстане?

В ответе на официальный запрос редакции Tengrinews.kz о количестве “зомби”-компаний в Казахстане в Министерстве национальной экономики сообщили, что информации по их количеству и общей доле в экономике страны у них нет.

При этом в ведомстве привели данные Бюро национальной статистики о зарегистрированных субъектах малых и средних предприятий (МСП) на 1 января 2024 года. Согласно статистике, в Казахстане насчитывается 2 178 951 таких предприятий, из них действующих – 2 002 199.

Мы также заглянули в отчет о финансовой стабильности Казахстана за
2021 год, подготовленный Национальным банком, где представлена оценка доли предприятий-“зомби” в Казахстане.

В подборку Нацбанка попало 3013 крупных, средних и малых предприятий, прибыль до уплаты процентов и налогов которых была ненулевой каждый год в период с 2010-го по 2020 год.

Основное количество предприятий-“зомби” насчитывалось в обрабатывающей промышленности (22  процента), сельском хозяйстве (12  процентов) и торговле (11  процентов).

“Отдельная группа предприятий стабильно попадала в категорию “зомби” на протяжении 10 лет. Из исследуемой выборки всего 845 предприятий хоть 1 раз попадали в группу “зомби” в период с 2011-го по 2020  год, при этом 147 из них оставались в этой категории 5 и более раз. В среднем чуть более половины, 80 предприятий из числа стабильно попадающих в категорию “зомби”, являлись несостоятельными”, – говорится в отчете Нацбанка.

Откуда берут деньги “зомби”-компании?

В отчете Всемирного банка говорится, что причиной возникновения большого числа компаний-“зомби”, которые еле выживают и не имеют мотивации для расширения в Казахстане, стало преобладание обширной государственной поддержки. Об этом также ранее говорил спикер Сената Маулен Ашимбаев.

“Такая масштабная негибкая поддержка привела к появлению большого количества “зомби”-компаний в нашей стране. То есть они, как зомби, выживают и держатся на плаву благодаря вливаниям государства, но не развиваются и не идут вперед”, – сказал он на заседании палаты.

Мы уточнили в Министерстве экономики, сколько денег государство вкладывало в эти компании. Как пояснили в ведомстве, фонд развития предпринимательства “Даму” совместно с Комитетом государственных доходов осуществляет мониторинг социально-экономического эффекта от такой помощи. Он предполагает исполнение встречных обязательств предпринимателями через создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений и увеличение выпуска продукции.

“В 2022 году на инструменты субсидирования и гарантирования по кредитам было выделено 207,6 миллиарда тенге. Социально-экономический эффект по итогам 2022 года составил 1,3 триллиона тенге налоговых поступлений, 21,4 триллиона тенге – выпуск продукции, 13,5 тысячи новых рабочих мест. Таким образом, за 2022 год 1 тенге субсидий принес 6,2 тенге налогов”, – заверили в министерстве.

При этом там все же признали, что продолжительное функционирование “зомби”-компаний во многом зависит от государственной поддержки.

Чем грозят “зомби”-компании экономике?

Присутствие большого количества “зомби”-компаний в экономике может иметь ряд негативных последствий:

  • Расходование денег. Эти компаний потребляют значительные ресурсы, не принося при этом реальной добавленной стоимости или продукции на рынок. Государство или инвесторы тратят деньги на них, но те часто не выполняют свои функции и не приносят прибыли;
  • Неравная конкуренция и демпинг: благодаря финансовой поддержке “зомби”-компании могут искусственно удерживаться на рынке, создавая искажение конкуренции и затрудняя доступ к рынку для более эффективных и конкурентоспособных предприятий. Из-за такой нечестной конкуренции другим компаниям приходится подстраиваться;
  • Повышение налогов: рост числа “зомби”-компаний, особенно тех, которые получают поддержку от государства, способствует увеличению внутреннего долга страны и может привести к повышению налоговой нагрузки на население;
  • Безработица. Такие предприятия могут быть вынуждены сокращать персонал или даже прекращать деятельность, что приведет к росту безработицы.

В Казахстане инструмент субсидирования ставки вознаграждения по кредитам предпринимателей реализуется с 2010 года. Цель данной меры господдержки – удешевить кредиты и снизить финансовую нагрузку на предпринимателя, а также простимулировать банки второго уровня в предоставлении финансирования предприятиям в несырьевых секторах экономики.

“Сегодня мы наблюдаем обратный эффект от применения инструмента субсидирования ставок вознаграждения по кредитам предпринимателей. Во-первых, нарушается динамика конкуренции, из-за субсидий от государства обеспечивается льготная ставка по кредитам, при этом кредитование по коммерческим ставкам становится непривлекательным для заемщиков. Во-вторых, эти интервенции влияют на диапазон процентных ставок, искажают структуру ценообразования и приводят к ухудшению стимулов в финансовом секторе. В-третьих, постоянные финансовые вливания в предприятия не стимулируют их к экономическому росту и повышению конкурентоспособности”, – отметили в Минэкономики.

Что делать с “зомби”-компаниями?

В ведомстве добавили, что в настоящее время в целях поддержания равных правил игры и здоровой конкуренции проводятся работы по пересмотру системы мер государственной поддержки с обеспечением постепенного перехода от нерыночных механизмов, в том числе от субсидирования к гарантированию и другим мерам нефинансовой поддержки.

“С учетом важной задачи по формированию прочной промышленной основы и обеспечения экономической самодостаточности основной акцент мер господдержки будет преимущественно направлен на проекты в сферах обрабатывающей промышленности, переработки в АПК и высокотехнологичных услуг в зависимости от уровня высокотехнологической сложности и категории бизнеса. Согласно обозначенным стратегическим ориентирам Концепции развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, действующая система мер государственной поддержки будет переориентирована в сторону качества, а именно поддержки конкурентоспособных компаний”, – сообщили в Министерстве экономики.

Для эффективного расходования бюджетных средств на поддержку бизнеса и соблюдения соразмерности экономической отдачи от мер поддержки, а также затраченных бюджетных ресурсов в ведомстве проводят работу по внедрению базовых (входных) критериев отбора субъектов МСП. Поддержку будут предоставлять конкурентоспособным и эффективным проектам, демонстрирующим рост фонда оплаты труда и/или увеличение налоговых отчислений.

Ранее спикер Сената Маулен Ашимбаев на заседании палаты рассказал о существовании в Казахстане “зомби”-компаний, а также о причинах их появления.