Экономика

Меры господдержки МСБ в Казахстане: от субсидий до синдицированных кредитов

Меры господдержки МСБ в Казахстане: от субсидий до синдицированных кредитов

Сфера малого и среднего бизнеса является одним из краеугольных камней экономики любого государства, обеспечивая население рабочими местами, а бюджет — налоговыми поступлениями. Глава государства не раз заявлял о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, давая госорганам соответствующие поручения. Насколько эффективно ведомства справляются с поставленными задачами и на какую помощь могут рассчитывать сейчас казахстанские предприниматели, выяснял корреспондент Tengrinews.kz.

По данным Бюро национальной статистики, сегодня в Казахстане насчитывается более 2 миллионов субъектов МСБ. За первый квартал 2024 года их доля в экономике составила 37,7 процентов.

Как сообщили в Министерстве национальной экономики в ответ на официальный запрос редакции Tengrinews.kz, в Казахстане действует ряд механизмов по финансовой поддержке бизнеса.

«Данные меры реализуются определенными государственными органами через операторов и имеют разную отраслевую направленность. Министерство является администратором комплексной программы по поддержке предпринимательства», — сообщили в ведомстве.

В рамках данной программы предпринимателям доступны следующие финансовые и нефинансовые меры господдержки:

  • субсидирование части ставки вознаграждения;
  • частичное гарантирование по кредитам;
  • предоставление государственных грантов;
  • подведение инженерной инфраструктуры (электроснабжение, газоснабжение, водоотведение, железнодорожных линий);
  • информационно-консультационные услуги для предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой;
  • сервисная поддержка предпринимательской деятельности;
  • обучение предпринимателей;
  • деловые связи.

По информации Миннацэкономики, наибольшим спросом среди финансовых инструментов пользуются субсидирование части ставки вознаграждения и предоставление частичной гарантии по кредитам банков второго уровня.

«Предоставляются кредиты по ставке 8 процентов годовых, для субъектов социального предпринимательства – 7 процентов годовых. Сумма кредита для одного предпринимателя — до 3 миллиардов тенге, для субъектов социального предпринимательства — до 1,5 миллиарда тенге», — пояснили в министерстве.

Также для снижения нагрузки на предпринимателей действует механизм гарантирования кредита. Государство покрывает до 85 процентов залогового обеспечения по кредитам, где максимальный размер гарантии составляет 85 процентов от суммы кредита до 360 миллионов тенге и 50 процентов от суммы кредита до 1,5 миллиарда тенге.

Вышеупомянутая комплексная программа также предусматривает предоставление микрокредитов для субъектов малого предпринимательства по ставке 8 процентов, а в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах для субъектов социального предпринимательства — по ставке 7 процентов без отраслевых ограничений. Сумма микрокредитования на инвестиционные цели составляет до 20 миллионов тенге, на пополнение оборотных средств — до 5 миллионов.

По итогам прошлого года льготное финансирование через субсидирование кредитов на сумму порядка 1 триллиона тенге получили более 12 тысяч проектов бизнеса. Наибольшая часть проектов по субсидированию реализована в Алматы, Астане, Шымкенте, а также Алматинской и Актюбинской областях. Гарантирование предоставлено по 8 тысячам проектов на сумму 340 миллиардов тенге.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

В рамках нефинансовой поддержки обучено порядка 10 тысяч предпринимателей, более 166 тысяч получили консультации по разным вопросам ведения бизнеса. Нефинансовые меры поддержки предпринимательства состоят их нескольких инструментов.

Первый инструмент — «Сервисная поддержка» — направлен на оказание на безвозмездной основе специализированных услуг для поддержки МСБ, действующих во всех секторах экономики.

Сервисные услуги предоставляются в 20 центрах обслуживания предпринимателей при региональных палатах в областных центрах, городах республиканского значения и в столице, а также через веб-портал оператора нефинансовой поддержки. Они включают в себя:

  • услуги, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учетов, а также составлением статистической отчетности;
  • услуги по юридическим вопросам и конкурсным (тендерным) процедурам;
  • услуги по вопросам финансирования и получения мер государственной поддержки;
  • услуги по разработке бизнес-плана, анализ рынка.

Также представители МСБ могут получить информационно-консультационные услуги в 189 центрах обслуживания предпринимателей районного уровня и в онлайн-режиме.

Еще один инструмент — «Деловые связи» — предполагает прохождение стажировки руководителями предприятий в Германии. Во время стажировки у них есть возможность посетить аналогичные профильные немецкие предприятия, изучить методы управления, провести переговоры для установления дальнейшего сотрудничества и заключения контрактов. Ежегодно на стажировку планируется отправлять до 30 предпринимателей. Также прорабатывается вопрос организации таких стажировок и в других странах.

С этого года для казахстанских бизнесменов стал доступен новый инструмент — «Развитие предпринимательского потенциала «Мен кәсіпкер», предусматривающий отраслевое (профильное) обучение на безвозмездной основе.

В министерстве также сообщили о пересмотре мер государственной поддержки с учетом постепенного перехода от нерыночных механизмов, в том числе от субсидирования к гарантированию и другим мерам.

«С учетом важной задачи по формированию прочной промышленной основы и обеспечения экономической самодостаточности, основной акцент мер господдержки преимущественно направлен на проекты в сферах обрабатывающей промышленности, переработки в агропромышленном комплексе и высокотехнологичных услуг — в зависимости от уровня сложности и категории бизнеса», — отметили там.

Для снижения нагрузки на бюджет срок субсидирования проектов в сфере услуг сокращен с пяти до трех лет. Предусмотрен дифференцированный метод субсидирования проектов МСБ с поэтапным переходом на рыночные условия. Расширен инструмент гарантирования по кредитам: увеличены суммы гарантий, для бизнесменов предоставлена возможность получить гарантирование на рыночных условиях по кредитам свыше 1 миллиарда тенге.

Кроме того, предусмотрен альтернативный инструмент государственной поддержки – синдицированное кредитование — которое предполагает финансирование крупных проектов до 15 миллиардов тенге одновременно несколькими банками.

Значительно расширены условия предоставления облигационных займов. Предприниматель-эмитент при выпуске облигаций может получить субсидирование ставки купонного вознаграждения и привлечь финансирование на сумму до 5 миллиардов тенге под 6 процентов сроком до пяти лет.

В ближайшее время планируется внедрить дифференцированные механизмы государственной поддержки в зависимости от технологической сложности производства. Для предпринимателей, выпускающих готовую высокотехнологичную продукцию, меры поддержки будут включать удешевленные кредиты на более длительный срок.

«В целях повышения бюджетной эффективности система господдержки будет трансформирована. Градация доступности инструментов и государственных мер стимулирования развития МСБ будет привязана к динамике налоговых выплат, фонда оплаты труда и производительности. Основной фокус государственной поддержки, заключающийся в предоставлении полного пакета мер, как нефинансовых, инфраструктурных и финансовых, будет направлен на развитие конкурентоспособных экспортоориентированных компаний, имеющих потенциал к последующей трансформации в лидеры национальной экономики», — добавили в Министерстве нацэкономики.

Фото: depositphotos.com

В Комитете госдоходов Министерства финансов, в свою очередь, напомнили о введении упрощенного порядка возврата превышения НДС (50 процентов без проведения проверки в течение 15 рабочих дней) — для предприятий-экспортеров собственной продукции.

«С 1 января 2023 года предусмотрен упрощенный порядок возврата превышения НДС для производителей товаров в отрасли обрабатывающей промышленности — при постоянном и непостоянном экспорте. Предусматривается возможность снижения налоговых обязательств по корпоративному подоходному налогу (КПН) и НДС для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в обрабатывающей промышленности», — отметили в госоргане.

Также Налоговый кодекс содержит льготные нормы, которые применимы к любой деятельности, если вид деятельности налогоплательщика определен приоритетным для участника специальной экономической зоны (СЭЗ) или лицом, заключившим контракт по реализации инвестиционного приоритетного проекта.

В частности, участники СЭЗ и организации, реализующие инвестиционный приоритетный проект, вправе применить освобождение от КПН, земельного налога, налога на имущество. Участники СЭЗ дополнительно вправе применить освобождение от платы за пользование земельными участками и от НДС — при реализации на территории специальной экономической зоны.

Кроме этого, в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства Налоговый кодекс предусматривает специальные налоговые режимы (СНР), устанавливающие упрощенный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов, льготные ставки и другие механизмы, направленные на уменьшение налоговой нагрузки.

Появились очертания нового Налогового кодекса: что ждет бизнес

Для оптимизации налоговых режимов в рамках разработки проекта нового Налогового кодекса предложено три вида СНР:

  • для самозанятых;
  • на основе упрощенной декларации;
  • для крестьянских фермерских хозяйств.

Отмечается, что по сравнению с 2023 годом количество налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, увеличилось в четыре раза.

«С 1 января 2023 года возобновлено действие СНР розничного налога. По поручению Главы государства в целях создания условий для стимулирования субъектов предпринимательства к выводу из тени и исключения дробления бизнеса, с 1 января 2024 года расширен перечень видов деятельности для применения СНР розничного налога — со 190 до 364 видов», — сообщили в Комитете госдоходов.

В целях дальнейшей поддержки предпринимателей в проекте нового Налогового кодекса предусмотрен ряд предложений по корпоративному и индивидуальному подоходному налогам. Вместе с этим пересмотрены положения относительно предоставления налоговой отчетности.

«В случае непредоставления налоговой отчетности в установленный срок документ с нулевыми показателями будет сформирован информационной системой органа государственных доходов в автоматическом режиме (при отсутствий сведений, подлежащих отражению в налоговой отчетности), что сокращает временные затраты налогоплательщика. При этом он будет извещен о формировании такой налоговой отчетности и предупрежден о необходимости сдать налоговую отчетность при наличии объекта обложения», — говорится в ответе комитета.

Для оптимизации специальных налоговых режимов в новом Налоговом кодексе предлагается объединить режимы со схожими условиями и упразднить невостребованные.

Фото: depositphotos.com

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) совместно с Национальным банком и другими банками выработало новый комплекс регуляторных мер для стимулирования банков к активному участию в корпоративном кредитовании.

«В частности, для снижения давления на ликвидность банков до 1 января 2026 года продлены сроки действия пониженных значений коэффициентов ликвидности (LCR, NSFR) на уровне 0,9 при условии перенаправления высвобождаемой ликвидности на кредитование реального сектора. Также смягчены требования к порядку расчета коэффициентов ликвидности (LCR, NSFR). В части расчета LCR снижены коэффициенты оттока по вкладам нефинансовых организаций с 40 до 20 процентов, введен коэффициент оттока по обязательствам банка, привлеченным в рамках государственных программ», — сообщили в агентстве.

Как уточнили в АРРФР, принятые меры позволят банкам высвободить дополнительные средства для кредитования бизнеса.

«В целях снижения давления на капитал банков при кредитовании проектов МСБ и предоставлении синдицированных кредитов предусмотрено снижение риск-взвешивания по таким займам. До 1 января 2026 года коэффициенты риск-взвешивания по займам МСБ снижены с 75 до 50 процентов, по синдицированным займам — со 100 до 50 процентов. Это позволит дополнительно высвободить на кредитование бизнеса до 127 миллиардов тенге. Также оптимизировано понятие «один заемщик» посредством исключения критериев, не характеризующих экономическую или правовую взаимосвязь заемщиков», — добавили в ведомстве.

Для снижения уровня формируемых банками провизий смягчены требования к их расчету посредством пересмотра критериев вынужденной реструктуризации. Теперь к последней относятся займы, по которым предоставление либо продление льготного периода, отсрочка одного или нескольких платежей по кредиту на срок более 60 дней приводят к снижению NPV в результате данной реструктуризации более чем на 10 процентов.

«Такая мера позволит банкам быть более гибкими в отношении кредитов клиентов и будет способствовать увеличению кредитования», — отметили в агентстве.

Для снижения административных барьеров и обеспечения оперативности принятия решения о кредитовании требование по сверке и описанию существенных расхождений между финансовой отчетностью и налоговой декларацией отложено до 1 января 2026 года. Также смягчены требования к оценке кредитного риска, в том числе требования к проведению осмотра залога, обеспечению объективности оценки стоимости залогового обеспечения со стороны независимых оценщиков.

«В целях расширения долгосрочного фондирования банков и расширения возможностей кредитования инвестиционных проектов бизнеса Агентство совместно с Национальным банком выработало механизм инвестирования пенсионных активов в облигации банков по рыночным ставкам. Общий объем пенсионных активов, которые планируется направить на эти цели, составит порядка 500 миллиардов тенге на срок до 7 лет. Предоставленные средства должны быть направлены на кредитование инвестиционных проектов бизнеса в приоритетных отраслях экономики», — проинформировали в АРРФР.

Как добавили в Агентстве, на данный момент уже приобретены облигации одного из банков на сумму 39 миллиардов тенге, за счет которых профинансирован крупный бизнес-проект. В третьем квартале ожидается привлечение банками еще порядка 100 миллиардов тенге.

Одним из приоритетных направлений расширения кредитования бизнеса является развитие механизмов софинансирования и синдицированного кредитования, правовая база для которого была создана в 2021 году.

В прошлом году была утверждена дорожная карта по синдицированному финансированию инвестиционных проектов, в мае 2023 года создан проектный офис, в рамках которого сформирован пул инвестиционных проектов на сумму 1,4 триллиона тенге. Кроме данного пула на рассмотрении в банках находятся дополнительно около 100 проектов на сумму более 7,5 триллиона тенге.

В июне текущего года Глава государства подписал законодательные поправки по развитию синдицированного кредитования, которые предусматривают:

  • расширение состава участников синдиката за счет включения банков-нерезидентов, банков-участников МФЦА, уточнение перечня международных финансовых организаций, которые могут быть участниками синдиката;
  • введение понятия «организатор синдицированного займа» и его основных функций;
  • конвертацию договора займа в договор синдицированного займа;
  • уточнение порядка внесения изменений в договор синдицированного займа, если одним из участников синдиката является нерезидент;
  • уточнение операций с залогами в рамках синдицированных сделок (определение права управляющего залогом, уточнение оснований обращения взыскания на заложенное имущество).

«Это будет способствовать дальнейшему развитию механизма синдицированного кредитования», — добавили в агентстве.