Хамят и нарушают правила: почему в Казахстане низкая культура вождения
Эксперт рассказал, почему в Казахстане хамят на дорогах и нарушают правила и как можно с этим бороться, передает Tengri Auto.
Автоэксперт и главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане Алексей Алексеев отметил, что культура вождения в различных регионах страны неоднородна и достаточно сильно различается. В таких городах, как Павлодар, Усть-Каменогорск, Уральск, водители водят достаточно спокойно, что обусловлено как особенностью местных традиций передвижения, так и работой полицейских.
«Например, Усть-Каменогорск славится тем, что полицейские там очень суровые и строго следят за соблюдением правил, иногда даже излишне. Я наблюдал там странные для нас вещи — водители включают поворотник на главной дороге, не съезжая с нее, а просто когда главная слегка меняет направление. Такое встречается у нас в областях, люди водят осторожно, более спокойно, может, из-за того, что сами города меньше и ритм в них другой. Поэтому нельзя говорить о какой-то «общей» культуре вождения.
На севере, юге и в центре у нас водят по-разному, и это может меняться. К примеру, в Астане у нас, до того как город стал столицей, была одна манера вождения, более спокойная, уступчивая и неагрессивная, а сейчас, когда туда приехало много алматинцев и выходцев из других регионов, все поменялось. В Шымкенте, например, и Туркестане водят совсем по-другому, так же как в Алматы и Таразе. По агрессивному вождению и нарушениям я бы на первое место поставил Туркестан и Шымкент, на второе — Тараз и на третье — Алматы», — рассказал автоэксперт.
Алексеев считает, что в Алматы наблюдается одна из самых «хамских» манер движения — водители не включают поворотники, паркуются, где хотят, даже под запрещающими знаками, заезжают на автобусные полосы и велодорожки. Как считает эксперт, связано это с недостаточным контролем со стороны полиции и строгостью в наказании. Этим Алматы, к примеру, отличается от Усть-Каменогорска, где нарушителей наказывают строго. Связано это может быть с нехваткой сотрудников полиции на такой огромный город. Кроме того, полицейским, по словам эксперта, не хватает времени на профилактику нарушений, работу прежде всего с молодыми и начинающими водителями. Как отмечает Алексеев, молодой водитель, попадая на дороги Алматы, оказывается в «зоне выживания», к которой он вынужден приспосабливаться и нарушать, как все.
Причинами хамства на дорогах автоэксперт считает, с одной стороны, общий уровень социальной напряженности, когда людей занимают вопросы заработка и они готовы нарушать, чтобы не опоздать на работу или вовремя доставить заказ, а с другой — общий уровень культуры водителей.
«Бардак рождается от безнаказанности. У полицейских патрулей, помимо нарушителей на дорогах, много дел, им надо ловить преступников, и они не успевают реагировать на нарушения. Почему жители Европы, в отличие от наших граждан, соблюдают правила и ездят аккуратно? Вы думаете, они настолько культурнее нас? Мне кажется, все дело в неотвратимости наказания, они просто не хотят быть оштрафованными. Если бы им дали такую волю, как нашим, то они и вели бы себя так же. Человек всегда приспосабливается к заданным условиям», — добавил Алексей Алексеев.
Одной из самых больших ошибок в повышении дисциплины водителей эксперт называет упразднение дорожной полиции. По его словам, по итогам этого решения люди почувствовали безнаказанность, после того как с дорог исчезли «засады пэпээсников» и треноги с датчиками скорости. По словам эксперта, выросло число водителей, садящихся за руль в пьяном виде. Их не пугает наказание в семь лет лишения прав, и уже сейчас требуют его смягчения.
«С точки зрения взяток, возможно, ситуация и улучшилась, но дорожная безопасность не повысилась. Мы видим, что число ДТП катастрофическое, только за первый квартал этого года оно выросло на 50 процентов в сравнении с прошлым годом. Штрафы и дорожные камеры не сохраняют жизни людей. Был упразднен орган, который занимался не только штрафами, но и профилактикой нарушений, агитацией, существовали отделы пропаганды, которые работали со школьниками и учащимися вузов. Люди с детства слышали о правилах дорожного движения, у нас были юные дорожные инспекторы, детей приучали к безопасности и методам выживания на дорогах. Отдел профилактики занимался популяризацией, выходило множество статей предупреждающих, а сейчас никто профилактикой не занимается. Когда упразднили дорожную полицию, исчез орган, занимавшийся надзором и профилактикой безопасности дорожного движения. Откуда тогда культура водителей будет расти? Народ сам окультуриваться не будет», — добавил эксперт.
Как отметил Алексеев, камеры «Сергек» и подобные им не спасают ситуацию, так как ими охвачены далеко не все участки дорог. Ежегодно растет количество выявленных нарушений, а многие вообще не выявляют. По его словам, в Алматы есть перекрестки, где происходит по 500 нарушений в день, которые никак не фиксируются. Водители проезжают на красный, нарушают разметку, заезжают на велодорожки, нарушают правила парковки. Без целенаправленной работы полиции отсутствует неотвратимость наказания. Как считает эксперт, в возложении обязанности следить за порядком на дорогах на патрульных был взят опыт США и других стран, однако это не совсем подходит для Казахстана. К примеру, у нас нет таких скоростных трасс, где лимиты превышают 130 километров в час.
Как отметил Алексеев, дорожная культура в Алматы настолько снизилась, что нарушать начали даже водители общественного транспорта.
«У нас раньше водители автобусов и троллейбусов ездили расхлябанно, потом в 2017 году к Универсиаде усилилась роль муниципальных автопарков, всех водителей одели в форму, стали спрашивать с них за качество вождения. Сейчас я замечаю, что водители автобусов и троллейбусов снова ведут себя не лучшим образом, к примеру, останавливаются и выпускают пассажиров даже не на обочинах, а на второй полосе, не говоря уже о заездах в специальные карманы. Общественный транспорт должен быть образцовым, с чего-то нужно начинать», — добавил эксперт.
По словам Алексеева, также имеются пробелы в обучении водителей, необходимом для получения прав. Система выдачи прав, по его словам, не менялась с советского времени, когда машин было мало, и нацелена на зазубривание правил, а водителю нужен реальный опыт в дорожных условиях, который он сможет применить на практике. Водителю не так нужны знания каких-то специфических знаков или сложных вещей, ему нужно знать то, что он может применить в водительской жизни.
«Водители не должны зазубривать экзаменационные билеты. Они должны понимать, что их ждет. У нас в журнале печатаются картинки со сложными случаями на дорогах, и большинство водителей «сыплются» на таких случаях. Опыт вождения — это количество ситуаций, в которые человек попал, из которых он выкрутился. Мы сегодня в автошколах просто даем карточки, и у людей стоит цель не научиться вождению, а просто сдать экзамен. Многие отдельно нанимают инструкторов, чтобы научиться вождению. Мы, возможно, должны изучить опыт других стран и сделать обучение более интересным, разнообразным, на примерах, ситуациях, а не как сейчас — сухая теория», — добавил редактор журнала «За рулем».
Эксперт отметил, что для улучшения ситуации на дорогах нужно не просто введение более жестких наказаний за нарушения, а профилактическая работа. Сотрудники полиции могут штрафовать не всех нарушителей, а больше работать с тем, чтобы водитель понимал, в чем он неправ. Полицейские должны быть психологами, оценивать, является ли человек злостным нарушителем или ошибся по неопытности или случайно. Во многих случаях достаточно предупреждения и внушения. Как считает эксперт, целью должны быть не штрафы, а создание «умных дорожных полицейских», которые будут помогать водителям, а не станут просто карающим органом.