Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the all-in-one-wp-security-and-firewall domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/semeinews.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/semeinews.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6114
Хамят и нарушают правила: почему в Казахстане низкая культура вождения — Semeinews.kz — главные новости города Семей, Казахстана и мира
Культура

Хамят и нарушают правила: почему в Казахстане низкая культура вождения

Хамят и нарушают правила: почему в Казахстане низкая культура вождения

Эксперт рассказал, почему в Казахстане хамят на дорогах и нарушают правила и как можно с этим бороться, передает Tengri Auto.

Выступая на заседании Национального курултая, Президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал культуру вождения в Казахстане. По его словам, «за массовое нарушение правил дорожного движения и повсеместное хамство на дорогах» казахстанцы расплачиваются жизнью. По словам Главы государства, необходимо восстановить дисциплину на дорогах.

Автоэксперт и главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане Алексей Алексеев отметил, что культура вождения в различных регионах страны неоднородна и достаточно сильно различается. В таких городах, как Павлодар, Усть-Каменогорск, Уральск, водители водят достаточно спокойно, что обусловлено как особенностью местных традиций передвижения, так и работой полицейских.

«Например, Усть-Каменогорск славится тем, что полицейские там очень суровые и строго следят за соблюдением правил, иногда даже излишне. Я наблюдал там странные для нас вещи — водители включают поворотник на главной дороге, не съезжая с нее, а просто когда главная слегка меняет направление. Такое встречается у нас в областях, люди водят осторожно, более спокойно, может, из-за того, что сами города меньше и ритм в них другой. Поэтому нельзя говорить о какой-то «общей» культуре вождения.

На севере, юге и в центре у нас водят по-разному, и это может меняться. К примеру, в Астане у нас, до того как город стал столицей, была одна манера вождения, более спокойная, уступчивая и неагрессивная, а сейчас, когда туда приехало много алматинцев и выходцев из других регионов, все поменялось. В Шымкенте, например, и Туркестане водят совсем по-другому, так же как в Алматы и Таразе. По агрессивному вождению и нарушениям я бы на первое место поставил Туркестан и Шымкент, на второе — Тараз и на третье — Алматы», — рассказал автоэксперт.

Алексеев считает, что в Алматы наблюдается одна из самых «хамских» манер движения — водители не включают поворотники, паркуются, где хотят, даже под запрещающими знаками, заезжают на автобусные полосы и велодорожки. Как считает эксперт, связано это с недостаточным контролем со стороны полиции и строгостью в наказании. Этим Алматы, к примеру, отличается от Усть-Каменогорска, где нарушителей наказывают строго. Связано это может быть с нехваткой сотрудников полиции на такой огромный город. Кроме того, полицейским, по словам эксперта, не хватает времени на профилактику нарушений, работу прежде всего с молодыми и начинающими водителями. Как отмечает Алексеев, молодой водитель, попадая на дороги Алматы, оказывается в «зоне выживания», к которой он вынужден приспосабливаться и нарушать, как все.

Причинами хамства на дорогах автоэксперт считает, с одной стороны, общий уровень социальной напряженности, когда людей занимают вопросы заработка и они готовы нарушать, чтобы не опоздать на работу или вовремя доставить заказ, а с другой — общий уровень культуры водителей.

«Бардак рождается от безнаказанности. У полицейских патрулей, помимо нарушителей на дорогах, много дел, им надо ловить преступников, и они не успевают реагировать на нарушения. Почему жители Европы, в отличие от наших граждан, соблюдают правила и ездят аккуратно? Вы думаете, они настолько культурнее нас? Мне кажется, все дело в неотвратимости наказания, они просто не хотят быть оштрафованными. Если бы им дали такую волю, как нашим, то они и вели бы себя так же. Человек всегда приспосабливается к заданным условиям», — добавил Алексей Алексеев.

Одной из самых больших ошибок в повышении дисциплины водителей эксперт называет упразднение дорожной полиции. По его словам, по итогам этого решения люди почувствовали безнаказанность, после того как с дорог исчезли «засады пэпээсников» и треноги с датчиками скорости. По словам эксперта, выросло число водителей, садящихся за руль в пьяном виде. Их не пугает наказание в семь лет лишения прав, и уже сейчас требуют его смягчения.

«С точки зрения взяток, возможно, ситуация и улучшилась, но дорожная безопасность не повысилась. Мы видим, что число ДТП катастрофическое, только за первый квартал этого года оно выросло на 50 процентов в сравнении с прошлым годом. Штрафы и дорожные камеры не сохраняют жизни людей. Был упразднен орган, который занимался не только штрафами, но и профилактикой нарушений, агитацией, существовали отделы пропаганды, которые работали со школьниками и учащимися вузов. Люди с детства слышали о правилах дорожного движения, у нас были юные дорожные инспекторы, детей приучали к безопасности и методам выживания на дорогах. Отдел профилактики занимался популяризацией, выходило множество статей предупреждающих, а сейчас никто профилактикой не занимается. Когда упразднили дорожную полицию, исчез орган, занимавшийся надзором и профилактикой безопасности дорожного движения. Откуда тогда культура водителей будет расти? Народ сам окультуриваться не будет», — добавил эксперт.

Как отметил Алексеев, камеры «Сергек» и подобные им не спасают ситуацию, так как ими охвачены далеко не все участки дорог. Ежегодно растет количество выявленных нарушений, а многие вообще не выявляют. По его словам, в Алматы есть перекрестки, где происходит по 500 нарушений в день, которые никак не фиксируются. Водители проезжают на красный, нарушают разметку, заезжают на велодорожки, нарушают правила парковки. Без целенаправленной работы полиции отсутствует неотвратимость наказания. Как считает эксперт, в возложении обязанности следить за порядком на дорогах на патрульных был взят опыт США и других стран, однако это не совсем подходит для Казахстана. К примеру, у нас нет таких скоростных трасс, где лимиты превышают 130 километров в час.

Как отметил Алексеев, дорожная культура в Алматы настолько снизилась, что нарушать начали даже водители общественного транспорта.

«У нас раньше водители автобусов и троллейбусов ездили расхлябанно, потом в 2017 году к Универсиаде усилилась роль муниципальных автопарков, всех водителей одели в форму, стали спрашивать с них за качество вождения. Сейчас я замечаю, что водители автобусов и троллейбусов снова ведут себя не лучшим образом, к примеру, останавливаются и выпускают пассажиров даже не на обочинах, а на второй полосе, не говоря уже о заездах в специальные карманы. Общественный транспорт должен быть образцовым, с чего-то нужно начинать», — добавил эксперт.

По словам Алексеева, также имеются пробелы в обучении водителей, необходимом для получения прав. Система выдачи прав, по его словам, не менялась с советского времени, когда машин было мало, и нацелена на зазубривание правил, а водителю нужен реальный опыт в дорожных условиях, который он сможет применить на практике. Водителю не так нужны знания каких-то специфических знаков или сложных вещей, ему нужно знать то, что он может применить в водительской жизни.

«Водители не должны зазубривать экзаменационные билеты. Они должны понимать, что их ждет. У нас в журнале печатаются картинки со сложными случаями на дорогах, и большинство водителей «сыплются» на таких случаях. Опыт вождения — это количество ситуаций, в которые человек попал, из которых он выкрутился. Мы сегодня в автошколах просто даем карточки, и у людей стоит цель не научиться вождению, а просто сдать экзамен. Многие отдельно нанимают инструкторов, чтобы научиться вождению. Мы, возможно, должны изучить опыт других стран и сделать обучение более интересным, разнообразным, на примерах, ситуациях, а не как сейчас — сухая теория», — добавил редактор журнала «За рулем».

Эксперт отметил, что для улучшения ситуации на дорогах нужно не просто введение более жестких наказаний за нарушения, а профилактическая работа. Сотрудники полиции могут штрафовать не всех нарушителей, а больше работать с тем, чтобы водитель понимал, в чем он неправ. Полицейские должны быть психологами, оценивать, является ли человек злостным нарушителем или ошибся по неопытности или случайно. Во многих случаях достаточно предупреждения и внушения. Как считает эксперт, целью должны быть не штрафы, а создание «умных дорожных полицейских», которые будут помогать водителям, а не станут просто карающим органом.