Культура

Эльмира Билялова: “Задача родителей – поддержать девочек”

Эльмира Билялова: “Задача родителей – поддержать девочек”

Наставничество и поддержка от опытных специалистов – важная часть обучения, особенно в сфере IT. Эльмира Билялова прошла путь от обычной школьницы из Павлодара до инженера по тестированию роботов в одной из крупнейших IT-компаний мира. Теперь, будучи уже ментором программы Technovation Girls, Эльмира рассказывает о том, как поверить в себя и побороть стереотипы.

Почему вы стали ментором Technovation? Что вас привлекает в такой работе?

К менторству меня привел мой собственный опыт – я постоянно ловила себя на мысли о том, что, когда я только начала изучать технические науки и интересоваться ими, я проходила этот путь практически в одиночку и насколько бы мне было легче, если бы рядом был кто-то, кто мог бы мне помогать и направлять. Именно это осознание привело меня к решению стать ментором. Я искренне хочу быть тем человеком, который сделает этот путь для нового поколения девушек более понятным и легким, чтобы они могли заниматься именно своим развитием, а не тратить время на преодоление трудностей.

В чем суть работы ментора Technovation? В чем видите ценность для себя и для девочек?

Я считаю, что важно различать понятия “учитель” и “ментор”. Учитель обучает новым знаниям, в то время как ментор предоставляет опыт и поддержку, направляет и создает позитивную рабочую атмосферу.

Гендерный дисбаланс в IT-индустрии не связан с тем, что девочки не могут успешно заниматься технологиями, а скорее с предрассудками о том, что это не их область, и, как следствие, быстрой потерей мотивации у них без поддержки со стороны. Мы как менторы помогаем девочкам преодолевать трудности и не терять эту самую мотивацию.

В последнее время все больше молодых девушек проявляют интерес к сфере IT, и программы поддержки, подобные Technovation, играют значительную роль в этом. Например, я в качестве ментора делюсь с девчонками последними новостями из мира IT, направляю, а также помогаю с их проектами: тестирую приложения как первый пользователь, помогаю обнаружить подводные камни и даю советы, как это можно решить.

Был ли подобный опыт у вас в школе или университете? Был ли у вас человек, которого вы считаете ментором? Была ли это женщина?

Системного наставничества в моей жизни никогда не было, но были моменты, когда я получала поддержку и помощь от старших товарищей и учителей – все эти случаи я ярко помню и до сих пор за эту поддержку благодарна. И да, чаще это были женщины, так как девушкам часто комфортнее общаться с другими девушками. Я прекрасно помню, как часто мне приходилось идти вперед в одиночку, прорываясь через все гендерные стереотипы, чтобы оказаться там, где я есть сейчас.

В чем заключается ваша работа сейчас?

Я занимаюсь тестированием роботов-доставщиков в “Яндексе”. Наши роботы возят заказы с едой и продуктами на расстояние до двух километров. Моя основная задача – убедиться, что роботы выполняют свои функции без ошибок. Для этого мы проводим различные эксперименты и тесты. Например, когда разработчики добавляют новую функцию, я проверяю, как она будет работать, используя эксперименты на симуляторе.

Я собираю датасеты на основе реальных “поездок” роботов, запускаю эксперимент в нашей программе-симуляторе, в результате чего получаю набор данных. Потом я анализирую полученные данные и метрики и даю добро на совершение апдейта либо отправляю код на доработку.

Где вы учились? Что, кроме учебы, помогло определиться со сферой и профессией?

Я родилась и выросла в Павлодаре, где училась в местной школе № 14. С большой любовью вспоминаю школу и учителей – Наталью Григорьевну Ефремову, Татьяну Павловну Кутерову. Уже в то время я чувствовала интерес к математике, и мне она давалась довольно легко. Я обожала физику настолько, что даже стихи писала про дисперсии, а рассказы придумывала про физические явления. В школьное время я постоянно чинила какие-то приборы, сначала под присмотром отца, потом сама. Телевизор в нашем доме был собран и разобран множество раз.

Но ближе к моменту поступления в университет со стороны общества ощущалось все большее давление: поступить девушке на физмат практически невозможно. Мне тогда никто не сказал самые нужные слова: “Ты можешь это сделать, ты справишься”.

Кроме того, мои родители – творческие люди, во многом поэтому я приняла решение пойти учиться в театральное училище, так что моя специальность – режиссер театра и преподаватель театральных дисциплин.

Однако технический склад ума дал о себе знать, и с театром не сложилось. Я начала карьеру инженера в энергосбытовой компании, изучала электрику, потом работала на заводе электроники контролером качества, а позже – тестировщиком. После почти десятилетнего опыта на производстве я попала в “Яндекс”, где работаю уже третий год и занимаюсь тем, что мне действительно интересно.

Вы обращаете внимание на гендерный дисбаланс в IT? С вашей точки зрения это проблема?

Да, гендерный дисбаланс в IT по-прежнему остается актуальной проблемой. В моем отделе я единственная девушка, хотя в других отделах ситуация несколько отличается. В целом в “Яндексе” около четверти IT-специалистов – женщины, и это считается хорошим показателем.

Я считаю, что основная проблема заключается в том, что люди сами придумывают себе рамки и сами себя в них загоняют. В обществе по-прежнему преобладает мнение, что IT – это область преимущественно для мужчин. Однако на практике это не так. Подобные устаревшие взгляды приводят к упущению талантливых разработчиков, вне зависимости от их пола.

Я верю, что женщины в IT могут привнести важные идеи и перспективы. У нас в “Яндексе” был снят документальный фильм о гендерной дискриминации под названием “Математическое неравенство”. В этом фильме женщины разных возрастов и профессий делятся своим опытом, рассказывают о своей семье, учебе, материнстве и о том, как они сталкиваются с гендерными стереотипами в своей работе. Вместе с экспертами они анализируют, как изменить воспитание детей, чтобы изменить отношение к женщинам в IT. Очень интересно было смотреть этот фильм.

Есть ли динамика, по вашим наблюдениям? Одинаково ли смотрят на женщин в индустрии сейчас – и когда вы только начали?

Да, я вижу положительную динамику, общество постепенно меняется, и это очень обнадеживает. Этому в том числе способствуют такие программы, как Technovation. Я часто вижу, как молодые девочки проявляют интерес к программированию и другим техническим областям. И это прекрасно! Нам нужны их идеи, и важно, чтобы они чувствовали себя уверенно.

Я также замечаю, что даже руководители не из индустрии начинают говорить о важности привлечения женщин в IT и о поддержке их идей. Это отличный тренд, который, я надеюсь, будет только укрепляться со временем. Сейчас задача родителей – поддержать девочек и сказать им то, что не сказали в свое время мне: “Ты справишься”.

Как вам работается с девочками? Отличаются ли их представления о профессии от ваших в их возрасте?

Я работаю с senior-командой девчонок от 15 до 18 лет. Так получилось, что моя команда из моего родного города, из Павлодара. Работать с ними – это просто вдохновляюще! Я действительно не могу скрыть свой восторг. Когда я была в их возрасте, даже не могла представить, что смогу заниматься IT. Для меня это было что-то из области фантастики, что можно увидеть только по телевизору. Мне даже не снилось, что когда-то я стану настоящим программистом. Но когда я вижу, как девочки в их возрасте предлагают свои идеи и развивают их, это просто поражает. Это дает надежду – ведь когда будущее принадлежит таким талантливым девочкам, с ними наука никогда не умрет.

Что для вас самое сложное в проекте? Что самое интересное?

Иногда девчонкам сложно полноценно сфокусироваться на проекте, особенно учитывая, что участие в Technovation – это не их единственное занятие. Поэтому одной из важных задач ментора является помочь им в управлении временем и организации работы над проектом.

Самое интересное в работе с этими девчонками – наблюдать, как они ищут решения для своих задач. Они активно проводят исследования, используя различные инструменты: Notion, Miro, Google Sheets и другие. Я вижу, как горят глаза. И наша задача – поддерживать огонь!

Была ли история или эпизод в общении с командой, который вас особо впечатлил?

Я была очень впечатлена, когда на нашей первой встрече девочки сразу же представились и распределили роли в команде: одна ответственна за интерфейс, другая – за код, третья – за исследования. Было замечательно видеть, насколько они готовы к работе и организованны, как серьезно и вдумчиво подошли к процессу.

Кроме того, я не первый год выступаю ментором в программе Technovation, и был момент, когда я встретилась с командой девочек, им было по 8 лет. Они разработали полностью функционирующий прототип робота, который помогает в поиске людей после землетрясения. Вы можете себе такое представить? Когда я была в их возрасте, я даже не знала, что такое роботы.

Какой главный совет можно дать девочке, которая думает о том, чтобы попробовать себя в IT или подобной сфере?

Не сомневаться в себе. В свои способности надо поверить, нужно браться за новые вызовы и быть упорным в своем стремлении к саморазвитию. Это достаточно общий совет, но он самый действенный. Именно благодаря этому я стала тем, кто я есть сегодня.