Будет ли в Казахстане новая девальвация: мнение экономистов
Экономисты рассказали, стоит ли бояться значительного падения тенге до конца года, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Независимый экономист Андрей Чеботарев отметил, что после 2021 года Нацбанк перестал измерять инфляционные ожидания населения и объективных данных о них нет.
Экономист считает, что нельзя говорить о том, что многие казахстанцы ждут девальвации. Курс тенге находится сейчас в равновесном состоянии и, по мнению эксперта, является рыночным. После весеннего укрепления, связанного с трансфертами из Нацфонда, курс находится в рыночном состоянии.
«Чтобы среднегодовой курс составил 460 тенге, надо чтобы он до конца года не падал ниже 468, что, скорее всего, и будет. Думаю, что последние налоговые реформы и всеобщее декларирование вряд ли серьезно повлияют на курс. Если смотреть на внешние факторы в мире, которые способны повлиять на ослабление доллара, то это удешевление нефти и итоги выборов в США. Сейчас явных причин, которые способны повысить стоимость иностранной валюты, я не вижу, как и нет причин для резкого укрепления тенге. Бюджет у нас сверстан под 460 тенге, но этого недостаточно, так как по доходной части он не исполняется и по налогам стагнирует. У Минфина в такой ситуации есть соблазн хотеть более слабого тенге, это позволило бы легче свести бюджет, но Минфин курсом не управляет и причин для страха падения тенге нет», — добавил эксперт.
Экономист Марат Каирленов отметил, что у населения могут быть определенные основания для опасений по падению национальной валюты. К примеру, проблемы с дефицитом бюджета — и, как следствие, по данным Минфина, государство за первое полугодие недоплатило здравоохранению около 30 процентов. Это привело к тому, что медорганизации не платят своим контрагентам и даже сотрудникам. Экономист отметил, что бюджетные кризисы зачастую определяют валютные.
«С другой стороны, есть общее понимание высокой уязвимости отечественной экономики. Например, из-за поломки или возможных проблем с нефтепроводом КТК, вследствие ли нахождения боеприпасов времен Второй мировой войны, или из-за атаки чьих-то дронов по портовой инфраструктуре, какому-либо нефтяному танкеру. А через КТК идет 80 процентов экспорта нашей нефти. И наконец, мы видим развитие проблем в экономике Китая, что уже выливается в снижение мировых цен на нефть и металлы, что составляет львиную часть нашего экспорта», — отметил экономист.
Марат Каирленов считает, что многое будет зависеть от мировых цен на нефть, развития ситуации в Черном море и вокруг порта Новоросийска, итогов выборов президента США и решений руководства страны в сторону выбора резкой или плавной девальвации.
Отметим, что по результатам последних торгов курс доллара слегка вырос, но не превысил отметку в 480 тенге.