Село, которого уже нет. Как живут на краю Казахстана
На границе Казахстана и России — в области Абай — есть необычное село. С трех сторон Мещанку окружает соседнее государство — получился такой полуостров. А еще это официально упраздненный населенный пункт. Сейчас здесь проживают только две семьи.
Корреспонденты Tengrinews.kz отправились на край Казахстана, чтобы пообщаться с последними обитателями Мещанки.
Вот как Мещанка выглядит на картах. От Семея до села ехать около 60 километров. Дороги нет, лишь накатанная полоса между полями. Кругом видны пограничные вышки.
Мещанка была упразднена в 2019 году, когда здесь почти никого не осталось.
По данным переписи населения 2009 года, здесь проживало чуть больше 100 человек. Теперь от большинства домов остались стены или фундамент.
Мы не рассчитывали встретить здесь кого-то из жителей.
Но один из домов на въезде в населенный пункт оказался жилым. Хозяева, к сожалению, отказались с нами беседовать. Но подсказали, что дальше по улице еще живут люди.
В другом доме мы знакомимся с Юнадием. Он проживает здесь с мамой.
«Историю Мещанки я особо не знаю. Раньше здесь работал совхоз и лесхоз. В 90-е все это закрылось. Какое-то время работы не было. Но потом приехал один фермер. У него была скотина, поля. Фермер, пока здесь работал, открыл магазин, помогал со школой. Деревня после 90-х держалась благодаря ему. А потом он продал эти базы другому фермеру. Сейчас там держат скотину, но нет рабочих мест для местных».
«Школа была до четырех классов. Это была одна из причин, почему люди уезжали. Сначала уехали семейные люди, у которых были дети. Потом старики начали уезжать. Потому что даже фельдшер уехал и старикам было страшно оставаться здесь без медицинской помощи. Им также тяжело было выезжать за пенсией зимой».
«Ну и отсутствие работы стало последней каплей для переезда. Пик переездов был в 19-20 годах. Люди бросали дома и уезжали. У кого более-менее были дома, они продали их на разбор практически за бесценок. Мама иногда выходит, смотрит на улицу. И ей грустно из-за того, что все разъехались», — рассказывает Юнадий.
Сейчас условия для жизни здесь далеки от идеальных. Зимой оставшиеся здесь люди буквально находятся в изоляции.
«Летом работаю, потом на зиму закупаемся продуктами и всю зиму сидим без возможности куда-то выехать. Так как дороги сюда уже никто не пробивает. Фермерское хозяйство работает только летом, зимой их нет», — отмечает Юнадий.
По словам нашего собеседника, мобильная связь здесь ловит плохо. А о хорошей скорости интернета можно только мечтать.
Мы прогулялись по Мещанке и заглянули в брошенные дома.
В некоторых можно найти необычные предметы и агитационные плакаты.
Остается лишь представлять, какой здесь раньше была жизнь.
Некоторые дома еще можно восстановить. Но сейчас они никому не нужны.
«Я сам работаю в соседнем селе. Мы пробовали с мамой туда переехать, снимали дом. А дома на съем — они обычно всегда стоят и на продаже. И если дом продают, приходится искать другой, а выбора в деревнях не так много. В итоге вернулись сюда. Если возможность будет, мы уедем отсюда. Но вряд ли в деревню. Скорее всего, сразу в город», — делится Юнадий.
На обратном пути мы ненадолго заглянули на местные кладбища (христианское и мусульманское расположены рядом друг с другом). Самое раннее захоронение, которые здесь удалось разглядеть, 1931 года. Многие могилки ухожены и обновлены, есть даже свежие венки. Это говорит о том, что бывшие жители Мещанки все еще приезжают сюда, но лишь ненадолго, чтобы почтить память усопших родных.
Интересно, заглядывают ли они в свои дома, в которых когда-то жили?
Текст подготовил: Иван Сухоруков.