Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the all-in-one-wp-security-and-firewall domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/semeinews.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/semeinews.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6114
«Токаев дает понять, что возврат к прежней системе невозможен». Политолог об интервью Президента — Semeinews.kz — главные новости города Семей, Казахстана и мира
Политика

«Токаев дает понять, что возврат к прежней системе невозможен». Политолог об интервью Президента

«Токаев дает понять, что возврат к прежней системе невозможен». Политолог об интервью Президента

Известный казахстанский политолог Эдуард Полетаев поделился мнением о ключевых заявлениях Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в интервью Egemen Qazaqstan, передает Tengrinews.kz.

Эксперт отметил, что само интервью — это серьезный месседж всему казахстанскому обществу, а также внешнеполитическим партнерам Казахстана.

«Неслучайно Президент руководствуется политическим календарем, поскольку в западном мире неделя после Рождества и в постсоветском мире первая неделя нового года – это очень бедные на политические события периоды. Президент Казахстана задал такую рабочую планку, и уже в первый рабочий день нового года вышло это интервью. Как заявил государственный советник Ерлан Карин, интервью является программным, то есть подразумевает большой охват существенных для общества и государства вопросов. Тот же Ерлан Карин неслучайно провел совещание по вопросам организации работы в сфере внутренней политики и задачи определил с установкой, которые были в интервью у Главы государства. Это показатель того, что интервью не рядовое, не проходное, а дает задачи на следующую, возможно, пятилетку и резюмирует итоги прошедших нескольких лет», — подчеркнул он.

Эдуард Полетаев добавил, что Президент ответил в интервью на насущные проблемы. Важный месседж — оценка январских событий двухгодичной давности.

«Глава государства подчеркнул в интервью, что он много думал над этим. Он еще раз подтвердил версию государственного переворота, совершенного группой лиц, имеющими разные виды влияния. Президент отметил также, что обращение к ОДКБ было необходимой мерой, и обращался он не именно к России, а к организации, в которой Казахстан является одним из основателей. В чем тут дело? Почему месседжи, касающиеся трагического января, постоянно повторяются? Потому что противники Казахстана, оппозиционные деятели и прочие заинтересованные «половить рыбку в мутной воде» предоставляют разные интерпретации случившегося. На самом деле события января никто не замалчивает и замалчивать не собирается. Как мы видим, они обсуждаются на высоком уровне достаточно открыто. Судебные процессы освещались в СМИ. Конечно, мы не знаем всего, так как из соображений национальной безопасности часть дел засекречена. Например, когда судили того же Карима Масимова и нескольких его приближенных, информации было очень мало.
Очень важно, когда идет борьба интерпретаций, закрепить то, что произошло на самом деле. Глава государства четко подчеркнул, что спекулировать на этих событиях не нужно. Это его интервью имеет знаково-символическое значение, поскольку однозначно понятно, что трагический январь в учебниках истории Казахстана останется, никто его вычеркивать не собирается, но очень важно передать будущим поколениям реальную оценку того, что произошло», — считает он.

Политолог подчеркнул и ответ Президента на вопрос о системе двоевластия в стране. На его взгляд, Касым-Жомарт Токаев хотел развеять инсинуации, которые возникли после визита Нурсултана Назарбаева к Владимиру Путину в декабре.

«Хотя сам Первый Президент в свое время четко и ясно дал понять, что он пенсионер и власть принадлежит Касым-Жомарту Токаеву, по Конституции Казахстан является президентской республикой. Когда проходил период двоевластия, существовали надстройки в виде Совета безопасности, председателя правящей партии, которые несколько путали картину. Фактически силовые структуры подчинялись председателю Совбеза. Работать в такой непростой обстановке не столь эффективно. Одно время предполагалось, что казахстанский транзит власти относительно успешный. Но в том-то и дело, что транзит предполагает конечную точку. Это не тот случай, когда «конечная цель – ничто, а движение – все», как выражался в свое время Эдуард Бернштейн. Транзит предполагает, что рано или поздно вся власть окажется в руках следующего президента. К сожалению, в Казахстане она закончилась фактически трагическими событиями января 2022 года.
Политическая история показывает, что форматы двоевластия существовали и в Российской империи, в то время Казахстан в нее входил. Двоевластие было в 1917 году, когда после февральской революции и временное правительство было, существовали советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Сколько они продержались? Они продержались всего несколько месяцев. Такие форматы коллективного правления, как советское Политбюро, показали более долгий срок существования, но и это коллективное правление подразумевало некую фигуру, которая стоит во главе, как генеральный секретарь ЦК КПСС. Поэтому формат единоначалия очень важен. В наших политических условиях, учитывая требования и положения Конституции Казахстана, единовластие — важная вещь для целенаправленного развития государства и достижения целей будущего. Мы идем дальше и посмотрим, к чему придем», — добавил эксперт.

Полетаев считает, что продлевать свои полномочия Президент не намерен.

«Об этом пресс-секретарь Президента Берик Уали сказал, что в некоторых зарубежных СМИ предположили, что срок президентства Токаева якобы завершится в 2026 году и якобы возможен референдум о продлении полномочий. Люди, видимо, незнакомые с реалиями политической жизни, не изучавшие подробности и казахстанскую специфику. Президент Токаев — конституционник и законник. Он всегда в своих выступлениях подчеркивает важность Основного закона и других законодательных актов. Он постоянно дает понять, что политические реформы в нашей стране необходимы и возврат к прежней политической системе невозможен. Важно не просто объявить реформы, важно, чтобы они были выполнены. Были установлены «заслоны», чтобы отката назад не было».

В качестве примера политолог привел восстановление Конституционного суда, чьи решения имеют окончательную силу.

«То, что в Конституции утверждено положение об однократном семилетнем сроке для президента, будет неизменным. Я не думаю, что Токаеву нужны очередные референдумы по продлению полномочий. Сам же президент сказал, что «норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства». Президенту будет сложно говорить по-другому по этой проблематике, ему вспомнят эту цитату. Он также напомнил, что идею однократного срока он предлагал давно, тогда она поддержки не получила. Сменяемость власти — это один из основных постулатов демократии, и Казахстан его придерживается», — считает эксперт.

Спикер высказался и об акцентах, которые расставил Президент относительно внешней политики Казахстана.

«Внешняя политика Казахстана отражает преемственность, остается неизменной. Токаев подтвердил, что Казахстан заинтересован в благожелательном внешнеполитическом окружении. В конце концов, у нас дипломатические отношения выстроены с большинством стран мира. У Казахстана совсем немного оставалось стран, с кем не установлены дипломатические отношения: может, всего десяток из всех 193 стран, которые официально признаны в ООН. Не у всех такая благополучная ситуация, ведь есть государства, которые разрывают дипломатические отношения со своими бывшими партнерами. Таких стран достаточно много, в их числе и Россия, и США. Как говорил президент в интервью, особенность 2024 года во внешней политике отражается в том, что в ряде стран будут проходить выборы: в России, в США, в ЕС, в Великобритании, в Индии. По сути дела, электоральная повестка будет горячей. Внешнеполитические приоритеты других стран, если придут другие лидеры, могут поменяться, и тогда надо будет почесать затылок и подумать, как дальше работать с этими государствами.
На мой взгляд, вопрос по АЭС тоже можно отнести к внешнеполитическим, поскольку сами мы не в состоянии, откровенно говоря, построить АЭС. Нам придется приглашать внешних партнеров. Внешние партнеры такие, как Россия, Франция, Южная Корея, США, тоже заинтересованы в строительстве АЭС в Казахстане, поскольку это огромный контракт, измеряющийся в миллиардах долларов. А в обществе, как отметил Глава государства, неоднозначное отношение к строительству атомной электростанции, учитывая ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, реакцию на события в Фукусиме и Чернобыле. Поэтому будет проведен референдум, когда — пока непонятно», — добавил он.

По мнению политолога, нужно сделать акцент на том, что в 2024 году Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких международных организациях — ШОС, Международный фонд спасения Арала, ОДКБ, СВМДА, где инициаторами создания организации являются Казахстан, Организация тюркских государств, Исламская организация по продовольственной безопасности.

«Много международных форумов пройдет в Астане. Внешняя политика Казахстана зазвучит еще громче, потому что в качестве председателя Казахстан будет предлагать свои инициативы. Это тоже показатель успешности нашей внешней политики», — резюмировал эксперт.