Это место связано со Шварценеггером. Как обычные казахстанцы пытаются поднять туризм на востоке страны?
Путь лежит через село Улкен-Нарын, и здесь очень важно сделать остановку, ведь в этом году в населенном пункте открылся Туристический информационный центр. Обязательно посетите его перед тем, как отправиться дальше.
Его пока нет на картах, но местные жители всегда подскажут, где он располагается. Если вы спросите «Где здесь находится бывшее здание автовокзала?» — вам покажут дорогу.
Внутри специалисты бесплатно поделятся с вами раздаточными материалами, например, картой и буклетами с описанием мест, которые стоит посетить.
Подскажут также контакты местных гидов, гостевых домов и гостиниц, в которых можно остановиться.
Для всех желающих здесь также проведут небольшую экскурсию по музею с экспонатами, связанными с этим краем.
Отдохнув от долгой дороги, едем дальше и направляемся в Катон-Карагай. К слову, в ближайшем будущем село должно стать центром одноименного района. На данный момент он в Улкен-Нарыне.
Первая проблема, с которой мы тут столкнулись, — нет мест для размещения. В гостинице, в которой мы планировали остановиться, не было туалета и горячей воды.
В других гостиницах мест не было. Любуясь красотами, мы начали искать варианты. В итоге удалось снять лишь домик за 20 тысяч тенге в сутки.
И, как оказалось, нам еще повезло, так как местные жители отмечают, что цены за аренду домиков могут доходить до 80 тысяч тенге за сутки с удобствами на улице и без душа.
В домике, который мы сняли, когда-то жили люди. Сейчас он сдается. Туалет на улице. Есть баня.
К проблеме нехватки мест для размещения туристов мы вернемся чуть позже. А пока решаем пройтись по селу.
Прогуливаясь по Катон-Карагаю, мы то и дело засматривались на горы. В этом месте настолько красиво, что даже начинаешь завидовать тем, кто здесь живет.
Глядя на эти пейзажи, думаешь только о прекрасном. И совершенно неудивительно, что в этих краях родились известные казахские писатели Оралхан Бокеев или Дидахмет Ашимханов. Им, кстати, в Катон-Карагае установлены памятники.
В Катон-Карагае мы познакомились с Александром Соколовым, он коренной житель в пятом поколении. Александр один из первых начал развивать здесь туризм. Открыл гостевые домики и как человек, который знает район как свои пять пальцев, знакомит гостей с самыми разными тропами и достопримечательностями.
«В детстве с дядей часто ходил на рыбалку. Всегда тянуло к природе. Так я начал ходить по окрестностям, все места излазил. Дальше – больше. Местное население, как ни странно, мало где было дальше своего села. 95 процентов населения местного не было ни на Рахмановских ключах, ни в каких-либо других красивейших местах района. Все живут дом — работа — дом. Люди живут, видят эти горы, красоту, когда во двор собственного дома выходят, и им этого достаточно.
После школы я в Семее отучился в медакадемии. На ярмарке вакансий меня пригласили в Павлодар заместителем главврача. Там я работал семь лет. Но и там, и в Семее мне всегда не хватало гор. Это так угнетало. Как только контракт закончился, я сразу же вернулся домой. Оборудовал гостевой дом», — рассказывает Александр.
«Когда люди первое время заезжали, я понял, что просто отдохнуть в гостевом доме туристам мало. Начал думать о турах, чтобы куда-то выезжать. Возил людей по окрестностям, затем все дальше и дальше. Раньше туризм тут вообще на нулевом уровне был, про Катон-Карагай никто не знал. Я разработал 22 маршрута разной сложности к самым красивым местам: озерам, горам и другим достопримечательностям.
Например, староавстрийская дорога, которая была построена пленными австрийцами во времена первой мировой войны, чтобы быстро перебрасывать войска через горы, взамен объезда. То есть, если через Курчумский район на конях это занимало неделю, то по этой дороге – один день. Было даже исследование, в ходе которого выяснилось, что дедушка Арнольда Шварцнеггера принимал участие в строительстве этой дороги. Арнольд Шварцнегер приезжал сюда почтить память деда (подтверждений тому, что Шварцнеггер приезжал в ВКО, мы не нашли. — Прим.) «, — продолжает рассказ наш собеседник.
«Пока что туризм в этой части страны в зачаточном состоянии. Это, с одной стороны, хорошо, так как оно в первозданном виде и не замусорено туристами. А так туристы сюда из разных стран приезжают. Среди клиентов у меня были туристы из 15 стран как минимум. Это, например, из Турции, Израиля, Испании, Франции, Болгарии, Великобритании. Им нравится у нас. У них там везде уже тропинки, люди, а у нас им понравилось, что здесь все такое нетронутое.
Все то, что я зарабатываю за лето, трачу зимой. В итоге, по сути, зарабатываю в ноль, поэтому о том, чтобы вкладываться в развитие своего дела, думать пока сложно. Если бы была какая-то поддержка от государства, было бы очень хорошо. Многие здесь, в том числе и я, пытались по разным программам для развития бизнеса получить деньги, но там пока соберешь все документы, нам уже отвечают, что того не хватает, это не подходит, в итоге руки опускаются. Поэтому надеешься только на свои силы уже. Что в моих силах, я делаю для развития бизнеса и туризма», — добавил Александр.
Прогуливаясь по селу, мы обратили внимание, что здесь очень много домов, которые выглядят брошенными.
В них давно не живут люди, окна заколочены, а участки заросли травой.
И очень жаль, если учитывать нехватку гостевых домов в Катон-Карагае. Местные жители рассказывают, что у всех этих зданий есть хозяева.
Но одно строение особенно привлекло наше внимание. Это старая церковь. Сейчас она ожидает реставрации. А вот забор вокруг нее не просто так…
Из этого здания планируют сделать музей. Во времена СССР здесь размещали и школу, и кинотеатр…
Не раз церковь пытались разобрать на стройматериалы, однако с теми, кто это делал, случалось страшное: одни умерли от несчастных случаев, другие при странных обстоятельствах получали сильные увечья.
Чтобы избежать новых несчастных случаев, власти огородили объект.
Вот как церковь выглядела больше 100 лет назад.
Фото предоставлено Александром Соколовым
В Катон-Карагае сохранились и другие здания в почти первозданном виде. В этом, к примеру, раньше размещалась школа.
Сейчас здесь продают вещи.
Неподалеку располагается рынок, на котором по большей части продают мед и все, что с ним связано.
Заходим в один из магазинчиков. Его держит семейная пара Мадина и Ерболат.
«Я родилась и выросла в Катон-Карагае. Переехала в город, жила там 25 лет, но приняла решение вернуться. Уже 11 лет как здесь живу. Всегда скучала по Катон-Карагаю. Сейчас вот занимаемся семейным бизнесом: продаем мед и не только. Часто и иностранные туристы к нам приезжают. Некоторые даже возвращаются по несколько раз, очень им нравится наш край», — отмечает Мадина.
Стоит отметить, что в селе Катон-Карагай всего два кафе, одно из которых не работает зимой.
А еще здесь давали двойные названия заведениям задолго до того, как это стало мейнстримом в столице.
На одной из улиц мы встретили семью путешественников Толкынай, Дулата и их дочь Айю. Они работают удаленно, поэтому не упускают возможности изучать новые места.
«Мы начали путешествовать еще до того, как поженились. В 2020 году, когда была пандемия, мы не сидели дома, а путешествовали. Были в ВКО – на Сибинских озерах, озере Маркаколь, Катон-Карагае. До этого мы четыре раза были в Кыргызстане, объездили его весь. Муж объездил всю Монголию, российский Алтай, Байкал. В Казахстане мы были в Мангистауской, Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях. Раньше у нас были машины-внедорожники. Сейчас минивен, он как автодом. Мы его обкатываем, так сказать. Где останавливаемся, там и ночуем. Дальше планируем поехать на нем в Турцию и Европу.
Если друзья с нами выезжают куда-то, им очень нравится, они потом уже не могут без путешествий. Так что хороший пример — он заразителен. В местном туристическом центре нам объяснили особенности района, дали карту, посоветовали, куда съездить. Раньше с этим было сложнее. Сложнее было найти место, где разместиться, где-то могли высокие цены запросить за проживание и так далее. Сейчас уже видно, что развитие в этом плане идет», — рассказала Толкынай.
А это супружеская пара Сагдат и Бакыт Байшуаковы. Они из Караганды и сейчас также помогают развитию туризма в этом районе. Их история доказывает, что любой труд будет вознагражден. Нужно лишь не бояться трудностей.
«Я сюда в мае 2016 года приехал помогать родственникам и жил здесь месяц. А летом уже привез сюда жену и детей. Нам очень здесь понравилось. С того момента из головы Катон-Карагай не выходил. И жене, и родственникам я тогда начал говорить, что хочу купить здесь дом именно для того, чтобы сдавать его. Больших денег тогда не было, но был один вариант, который, к сожалению, не получилось приобрести. Это было уже в 2018 году.
Через объявления каждый день мониторил, искал. В одну прекрасную ночь 2019 года такое объявление появилось. Я быстро связался с владельцем. В ночь перед отъездом в Катон-Карагай для заключения сделки у меня случается внутреннее кровотечение из-за язвы и я попадаю в больницу. 10 дней я лежал в больнице и каждый день просил продавца дома подождать. В этот момент появился другой покупатель. Он даже предлагал больше денег. Но в итоге мне удалось убедить продавца продать дом именно мне. И я купил», — вспоминает Сагдат.
«Осенью 2019 года мы приехали. Дом разваленный был, за ним не следили. Я из него где-то только два грузовика бутылок из-под алкоголя вывез. Жена была в шоке, плакала, хотела уехать. На зиму мы в этом доме решили не оставаться, вернулись в Караганду. В 2021 году мы собрали все деньги, какие были в Караганде с продажи двух машин, земли и так далее. Купили внедорожник, на тот случай, чтобы я мог таксовать, возить людей до Рахмановских ключей. Также купили еще один дом. Теперь надо было начать все это обустраивать, сделать ремонт, купить постельное белье и посуду. Это отдельная история.
В Усть-Каменогорске постельное белье все было разных цветов на рынке. Нужно же было одного цвета, много и хорошего качества, так как постоянные стирки. А мы перфекционисты же. Что в итоге? Мы уехали в Караганду и купили нужные нам комплекты постельного белья там. Также в Караганде приобрели посуду. Через объявления нашли хорошие кровати, но уже в Астане и поехали туда. Это все в течение нескольких дней происходит. Жену и детей я в итоге отправил на самолете в Усть-Каменогорск. А сам, освободив салон в машине, погрузил все в нее и поехал так. Еще матрасы погрузил. Вы бы видели, как машина выглядела. Так я доехал до Катон-Карагая, практически не спавший, за 20 часов.
Я начал один тут все белить, делать уборку. Жена еще не прилетела, так как самолет отменяли постоянно. Потом забрал супругу с детьми из Усть-Каменогорска, заодно купив там шкаф и диван. Только мы приехали, думали, отдохнем, как нам позвонила родственница и сказала, что в наш дом едут заселиться две семьи. А у нас еще дом для сдачи не готов. В пять часов вечера мы начинаем все быстро убирать, приводить в порядок. И уже в 11 утра к нам заселяются первые туристы», — рассказывает глава семейства.
«После к нам заселились другие туристы, из Турции. Они у нас целый месяц снимали домик. Им очень понравилось. Для нас с супругой это было как вознаграждение за все то, через что мы прошли, пока покупали и готовили домик к сдаче. Но хочу отметить: заработанное мы тут же вкладываем в домики. Тратим на ремонт, потихоньку условия улучшаем. Так как зимой здесь туристов не бывает. Иной раз даже себе одежду новую не покупаешь. У нас двое детей, хочется после себя им оставить то, что будет приносить им доход», — говорит Сагдат.
Вот так внутри выглядит один из гостевых домиков Сагдата и Бакыт.
Сагдат отмечает, что иностранные туристы приезжают в Катон-Каргай именно ради природы.
«Я хочу, чтобы здесь развивался экотуризм. Уединение с природой, отдых от городской суеты, интернета. Конные туры, посещение труднодоступных мест. Я уже сам тут много какие места объездил и с удовольствием вожу туда туристов. В Катон-Карагае есть много над чем еще надо поработать в плане развития туризма. Многие приезжают и им элементарно негде остановиться, они в машинах ночуют», — резюмировал Сагдат.
А это Кайрат. Его мы застали за работой — он строит большой гостевой дом с площадкой для отдыха и парковкой. Все своими руками.
«Мой гостевой дом круглый год будет работать. А то у нас круглогодичных мест для отдыха очень мало. Зимой здесь туристов почти не бывает, потому что им негде остановиться. А зимой здесь не менее красиво, чем летом. Надеюсь, к следующему году уже закончу. Главное, чтобы денег хватило. Конечно, было бы хорошо, если бы была помощь от государства», — отмечает Кайрат.
Труд Кайрата, супружеской пары Сагдата и Бакыт, а также Александра Соколова, о которых мы рассказали выше, не напрасен. Как нам удалось выяснить, в будущем Катон-Карагай должен стать центром экотуризма Казахстана.
«Мы хотим видеть Катон-Карагай как центр экотуризма Казахстана. Мы сейчас выдаем гранты для местного населения, чтобы они открывали маленькие гостевые дома. Поток туристов растет. Так, местное население сможет зарабатывать за счет туризма. Ключевым преимуществом этого района является его нетронутая природа.
Здесь нужен устойчивый туризм. Целевая аудитория – осознанный турист. Около 70 тысяч дорогих туристов ближайшие 10 лет смогут обеспечить около 5 700 человек устойчивым стабильным доходом. Мы не хотим массовый туризм, как, например, в Алматинской области, так как это убьет нашу природу. Нам нужно сохранить эту уникальность и целевую аудиторию повернуть на иностранного туриста. Да, это сложно. Сложно на местах создавать условия, которые подойдут иностранному туристу, но это единственно правильный, хоть и сложный, путь. Если у человека будет запрос на отдых в пятизвездочном отеле с «all inclusive», то Катон-Карагай не для него», — объяснил исполнительный директор фонда устойчивого развития Катон-Карагайского района Серик Жунусов.
Мы тем временем пообещали себе вернуться сюда спустя пару лет. К тому моменту здесь должно уйти вперед не только развитие туризма, но и в целом района с центром в селе Катон-Карагай. Как бы там ни было, сюда невозможно не возвращаться. И лучше один увидеть этот край своими глазами, чем 100 раз восхищаться фотографиями или видео в интернете.
Текст подготовил: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.