«83-летний пациент стал отцом». Как в Казахстане борются с бесплодием
По официальным данным, под наблюдением с диагнозом «бесплодие» в Казахстане состоят 28 567 женщин и 111 мужчин. С 1995 по 2022 год примерно 100 тысяч супружеских пар прошли лечение с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. С 2010 по 2020 год в рамках ОСМС около 9 тысяч пациенток получили шанс на материнство благодаря процедуре экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). А с 2021-го по сегодняшний день по программе «Аңсаған сәби», которую запустили по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева, уже более 20 тысяч женщин прошли через ЭКО. В рамках ОСМС до 2025 года предусмотрено ежегодное выделение 7 тысяч квот на проведение ЭКО. В стране функционирует 31 центр экстракорпорального оплодотворения. Услугу в рамках ОСМС предоставляют 19 клиник, из которых три государственные и 16 частных.
На вопросы о бесплодии в Казахстане и процедуре ЭКО специально для Tengrinews.kz ответила кандидат медицинских наук, эксперт Всемирной организации здравоохранения по репродуктивному здоровью, президент Казахстанской ассоциации по репродуктивному здоровью, руководитель одного из ведущих институтов репродуктивной медицины Тамара Джусубалиева.
Немного истории ЭКО в Казахстане
Начальным этапом внедрения вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в Казахстане можно считать 1987 год. В это время в Алматы открылся городской центр репродукции человека (ГЦРЧ). Тогда внимание было акцентировано на диагностике и лечении мужского бесплодия. 21 марта 1995 года в нашей стране состоялась конференция по проблемам бесплодия, после которой удалось убедить руководство ГЦРЧ о внедрении метода экстракорпорального оплодотворения. С того момента в клинике началась новая жизнь. Были мобилизованы все силы и средства для открытия отделения ВРТ. Официальной датой открытия первой лаборатории ЭКО в Казахстане стало 5 октября 1995 года. Первой пациенткой была 34-летняя женщина с установленной эндокринной формой бесплодия и отсутствием беременности в течение семи лет. Беременность протекала без осложнений, и 31 июля 1996 года в Казахстане впервые благодаря процедуре ЭКО родилась девочка весом 2,8 килограмма.
«Быстрее, пока последняя не исчезла». Беременность в более позднем возрасте
По словам Тамары Джусубалиевой, «старение первых родов» — общемировая тенденция. По словам эксперта, во всем мире растет количество женщин, которые решают рожать после 40. Некоторые теперь пытаются стать матерями не в тот момент, когда их фертильность наивысшая, а в возрасте 37-40 лет и более, когда шансы на зачатие снижены.
«Так, к примеру, ранее средний возраст родителей в Казахстане составлял около 25 лет, а сейчас он сместился на 30-35 лет и более», — говорит Тамара Джусубалиева.
Специалист рассказывает, что с помощью отечественных врачей 51-летняя женщина успешно родила первенца — дочь, а в 2023 году, когда ей исполнилось 54, стала матерью сына.
«Но следует отметить один очень важный момент. С генетической точки зрения это не ее биологические дети, а дети, родившиеся с использованием донорской яйцеклетки. После 35 лет у женщин начинает снижаться овариальный резерв, на 38-м году количество и качество яйцеклеток снижается еще быстрее. После 40 шансы на беременность стремятся к нулю. Поэтому пациенткам, которым за 40, мы буквально восклицаем: «Быстрее, пока последняя не исчезла». В возрасте 44 лет и старше почти никогда не рождаются дети в результате ЭКО с собственными яйцеклетками», — подчеркивает Тамара Джусубалиева.
При этом у мужчин, по словам специалиста, в этом плане дела обстоят лучше. Показатели спермограммы снижаются гораздо медленнее, поэтому можно использовать собственный биоматериал и в более старшем возрасте.
«У нас недавно был случай, когда 83-летний пациент стал отцом благодаря семенной жидкости, которую мы у него взяли. Так что для мужчин возможность стать родителями остается более продолжительной», — утверждает собеседница.
Фото: depositphotos.com
Чем может грозить беременность после 40?
Тамара Джусубалиева рассказывает, что в Казахстане с каждым годом увеличивается количество женщин, которые обращаются в репродуктивные центры с желанием стать матерью после 40 лет. По словам специалиста, если в 2018 году таких было около восьми процентов, то сейчас уже 15.
Как показывают исследования, поздняя беременность несет определенные риски. Чем старше женщина, тем выше шансы на выкидыши и наличие пороков развития у ребенка. Около 30 процентов сталкиваются с преждевременными родами, а кесарево сечение проводится в 86 процентах случаев.
«Для сравнения: если женщина рожает до 30 лет, наследственные заболевания встречаются у одного ребенка из 400. В 40 лет этот показатель равен одному ребенку из 60, а в 45 — каждый двадцатый ребенок может родиться с серьезными патологиями. Вспоминается история одной нашей 46-летней пациентки, которая очень хотела стать матерью. Только после многочисленных попыток нам удалось получить всего один здоровый эмбрион, что является исключением из общей статистики. На практике часто бывает так, что не удается найти подходящие яйцеклетки», — утверждает Тамара Джусубалиева.
Как считает специалист, тем, кто до 35 лет не готов вступать в брак, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы вообще не остаться без потомства.
«В наши дни женщина, конечно, способна сохранить биологический возраст вразрез с паспортным, но… природа берет свое, клетки стареют. Я ратую за то, что если вы не планируете реализовывать себя как родители в ближайшем будущем, да заморозьте вы эти клетки, и потом хоть в 50 лет вы ими сможете воспользоваться благодаря экстракорпоральному оплодотворению, клетки будут полноценными. Помните, после 40 лет шанс иметь собственного ребенка резко снижается из-за низкого качества яйцеклеток. В возрасте 44 лет практически никогда не рождаются дети из своих яйцеклеток», – уверяет врач.
Фото: depositphotos.com
До какого возраста можно делать процедуру ЭКО?
Как рассказывает Тамара Джусубалиева, по страховым программам, то есть бесплатно, во всем мире определен возраст в 40 лет. В редких случаях, как, например, у нас и в Бельгии, в 42. Однако и по коммерческим программам есть ограничения. В Германии, например, это 44 года, позже вам откажут.
«Но в нашей стране широко используются донорские клетки, поэтому эту программу легко проводят и в 49 лет, который, по данным ВОЗ, тоже считается репродуктивным возрастом. Но есть пациентки и старше 50».
Есть ли отличия между ЭКО-детьми и обычными?
Как говорит эксперт, риск рождения ребенка с генетической патологией существует независимо от того, наступила беременность естественным образом либо после ЭКО. Но экстракорпоральное оплодотворение имеет свои плюсы по сравнению с естественным оплодотворением, считает Тамара Джусубалиева. К ним относится преимплантационный генетический скрининг (ПГС), который является современным методом выявления хромосомных и генных аномалий у эмбриона еще до переноса его в полость матки. То есть специалисты заранее могут исключить все риски и добиться появления здорового эмбриона.
«А по поводу слухов о том, что дети якобы рождаются бесплодными: в нашей стране есть уже собственное подтверждение того, что это неправда. В 1996 году женщине была проведена процедура ЭКО. У нее родилась девочка, которая уже выросла и сама стала мамой, забеременев естественным путем. Она, кстати, замечательный психолог, сейчас тесно работает с парами, которые не могут иметь детей, помогая им преодолевать трудности на пути к зачатию», — рассказывает специалист.
По словам Тамары Джусубалиевой, нельзя забывать о том, что дети, рожденные благодаря ЭКО, зачастую чрезвычайно желанны в семье.
«Пробирочные» дети ничем не отличаются от других. Приведем пример, у мужчины качественная семенная жидкость, а у женщины — здоровые яйцеклетки. Однако из-за удаленных у нее обеих труб естественное зачатие становится невозможным. Для этой пары мы применяем метод in vitro: берем их биоматериал, соединяем в чашке Петри, где происходит оплодотворение. Несмотря на искусственный процесс, это по-прежнему те же яйцеклетка и сперматозоид. Никакие дополнительные вмешательства не применяются, так что нет риска вызвать деструкцию или мутацию. Затем эмбрион имплантируют в матку. Почему он должен быть другим? На самом деле все происходит естественно», — утверждает врач.
Фото: depositphotos.com
Бесплодие — только женская проблема или нет?
Как подчеркивает наша собеседница, статистика говорит о том, что причины бесплодия распределены поровну: 50 процентов приходится на женщин и 50 – на мужчин. При этом мужское бесплодие в некоторых случаях даже превалирует.
«Проработав в сфере репродуктивного здоровья более 40 лет, я могу с уверенностью сказать, что бесплодие — это не только женская проблема. Помню, как в конце 80-х годов было ощутимо отчаяние от того, что в 30 процентах случаев мы были бессильны помочь паре зачать ребенка. Технологии тех лет не позволяли это сделать, особенно в сложных случаях, как, например, при удалении маточных труб или их непроходимости, а также при поликистозе яичников. Однако с тех пор многое изменилось. Если раньше мы начинали обследование с женщин, то сегодня мы революционизировали подход – первым делом обследуем мужчину. Это обусловлено простотой процедуры: сдачей спермы в лабораторию», — говорит врач.
Примечательно то, что с мужским бесплодием врачам проще, если даже взять случай полного отсутствия живых сперматозоидов в эякуляте. Так, по утверждениям специалиста, современные технологии, такие, например, как метод Micro-TESE, позволяют при помощи хирургического вмешательства под общим наркозом провести тщательное исследование тканей яичка и извлечь даже единственный живой сперматозоид. Есть и другие методы, например, процедура ИКСИ, которая предусматривает введение сперматозоида непосредственно в цитоплазму яйцеклетки. Это особенно актуально, когда сперматозоиды мужчины малоподвижны и неспособны самостоятельно проникнуть в яйцеклетку. Репродуктологи помогают природе, создавая условия, а именно прокалывают иголочкой тоннель, по которому малоподвижный сперматозоид может беспрепятственно проникнуть в яйцеклетку.
Бесплодия стало больше?
Тамара Джусубалиева рассказала о своем опыте.
«Я работаю в области исследования бесплодия уже многие годы и утверждаю, что бесплодные пары были в каждое время – и раньше, и сейчас. В прошлом медицина не была настолько передовой и вопрос бесплодия не звучал так громко в обществе. Однако с появлением метода ЭКО и освещением этой темы в СМИ создается впечатление, что проблема увеличилась. На самом деле это не так», — уверена эксперт.
Об этом говорит и статистика. По данным Всемирной организации здравоохранения, с проблемой бесплодия в течение жизни сталкивается около 17,5 процента взрослого населения, то есть примерно каждый шестой человек в мире. Это связано с различными непредотвратимыми факторами, такими как генетические, иммунологические, анатомические и эндокринные нарушения. Однако значимого роста бесплодия в мире за последние годы не выявлено.
Фото: depositphotos.com
Как часто можно прибегать к процедуре ЭКО?
По словам Тамары Джусубалиевой, это зависит от множества факторов, включая здоровье женщины, ее возраст, общие рекомендации клиники и, конечно же, от самого врача. В практике были случаи, когда процедуру проводили до трех раз в течение года, но каждый случай уникален и требует индивидуального подхода.
Что нужно знать тем, кто готовит себя к процедуре ЭКО?
Экстракорпоральное оплодотворение часто воспринимается испытанием как для тела, так и для души. Пары сталкиваются не только с физическими, но и с психологическими препятствиями на пути к заветной мечте стать родителями.
Некоторые клиники специально для пациентов проводят бесплатные семинары на русском и казахском языках. Туда приглашаются врачи-репродуктологи, которые делятся последними научными данными о бесплодии, а психологи помогают участникам семинаров преодолеть психологические барьеры.
«А иногда медицина сталкивается с феноменами, которые остаются за рамками объяснения. Я помню историю одной из моих пациенток. Диагноз «бесплодие» казался окончательным. Но после того, как она усыновила ребенка, через некоторое время естественным образом забеременела и родила. И такой случай не единичный. Подобные истории заставляют задуматься о глубокой взаимосвязи тела и сознания. Часто, отпустив проблему и обретя счастье материнства, женщина словно запускает в себе силы, способные на чудеса. Этот психологический аспект непрост для понимания, но его значение нельзя недооценивать. Интересный факт: из всех пациенток, приходящих к нам на ЭКО, лишь 30 процентов действительно нуждаются в этой процедуре. Остальные пары, при правильном подходе и лечении, могут зачать ребенка естественным путем. Так что, будущие мамы, помните: ваше психологическое благополучие играет немаловажную роль на пути к материнству«, — уверена врач.
Фото: depositphotos.com
Что делать, если ЭКО так и не дало результатов?
Проблему можно решить донорскими сперматозоидами и яйцеклетками, говорит специалист. А если женщина не может выносить ребенка, ей предлагают суррогатное материнство. В Казахстане есть нормы о суррогатном материнстве, в некоторых странах оно запрещено.
«Ежегодно только в нашем центре порядка 100 супружеских пар прибегают к суррогатному материнству», — говорит Тамара Джусубалиева.
Во всем мире мужчины до 35 лет имеют право стать донорами спермы. Почему именно этот возраст? Ответ прост: врачи стремятся обеспечить паре здоровое потомство, а для этого необходим высококачественный материал. Тем не менее на данный момент в медицинском сообществе ведутся дискуссии о возможности увеличения этого возрастного предела до 40 лет. Как отмечает специалист, при этом сегодняшняя статистика показывает: из 100 мужчин, желающих стать донорами, сперма у 90 оказывается непригодной для использования.
Донорский материал, как сообщила врач, могут предоставить и сами пациенты. Очень много случаев, когда казахстанские пары договаривались с клиниками из-за рубежа по поводу биоматериала. На сегодняшний день потребность в донорских программах спермы очень высока. Сдать сперму может любой здоровый мужчина. А вот доноров-женщин институты репродуктивной медицины берут только из Казахстана, так как забор у них биоматериала — сложный процесс. Но запрета брать женщин из других стран нет. Потребность в женском донорском материале сегодня так же велика. Это связано опять же с тем, что все больше женщин принимают решение о материнстве в более зрелом возрасте, а, как мы уже выяснили, чем позже женщина решается на рождение ребенка, тем сложнее ей забеременеть с использованием собственных яйцеклеток.
«Около 46 процентов женщин в женской консультации нашего института относятся к категории позднего репродуктивного возраста, то есть старше 35 лет», — заявляет эксперт.
Фото: depositphotos.com
Какие еще современные методы и программы помогают сохранить шанс на рождение здоровых детей?
Как рассказывает Тамара Джусубалиева, в Казахстане есть множество методик, благодаря которым мечта о материнстве становится доступнее. Одним из наиболее прогрессивных, по словам специалиста, является метод по сохранению репродуктивной функции у онкологических больных путем криоконсервации яичниковой ткани до проведения гонадотоксической терапии. Криоконсервации подвергается не весь яичник, а только кортикальный слой, так как именно он содержит весь пул примордиальных фолликулов. А аутотрансплантация размороженной ткани яичника проводится по выздоровлении женщин в соответствии с заключением врачей-онкологов.
«Давайте разберем на конкретном примере: молодая женщина сталкивается с диагнозом «рак молочной железы». Перед ней стоит длинный и нелегкий путь лечения, включающий химио- и лучевую терапию, которые наносят непоправимый урон ее репродуктивным функциям. В этом случае перед началом терапии часть ее яичника может быть извлечена и заморожена. После успешного лечения этот «запас» возвращается на место, давая ей шанс на рождение ребенка в будущем», — считает специалист.
На международном уровне зафиксированы случаи рождения детей после такой процедуры, а в нашей стране уже накоплены криобанки с генетическим материалом женщин, столкнувшихся с онкологией. Более того, уже есть женщины, которые победили рак и готовятся вернуть свой орган обратно. Эта программа сохранения фертильности при онкологических заболеваниях имеет огромное значение, особенно учитывая, что статистика по онкобольным среди молодежи достаточно тревожна.
«Рак молочной железы остается наиболее распространенным, с 2,3 миллиона новых случаев в 2020 году, а потеря репродуктивной функции после химиотерапии у женщин младше 40 лет достигает 77 процентов. Это подчеркивает, насколько ценна и важна работа по сохранению фертильности, открывая двери к жизни, которая казалась невозможной», — уверена Тамара Муфтаховна.
Кроме того, эксперт отмечает, что в современной медицинской практике активно используется передовой метод — генетическое обследование пар перед планированием беременности. Этот скрининг играет ключевую роль в выявлении риска наследственных заболеваний у будущего ребенка. Статистика показывает, что в среднем у каждого человека обнаруживается от одной до десяти мутаций в генах, которые могут быть связаны с различными наследственными патологиями. Часто такое носительство мутаций не имеет явных симптомов. Однако если оба партнера в паре являются носителями мутации в одном и том же гене, вероятность рождения ребенка с наследственным заболеванием возрастает до 25 процентов.
Генетический скрининг во время планирования семьи позволяет предотвратить рождение детей с серьезными генетическими заболеваниями. В случае выявления одинаковых мутаций у обоих партнеров медицинские специалисты могут разработать индивидуальную тест-систему для конкретной пары. Однако, чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо проведение процедуры ЭКО, так как тестирование проводится на уровне эмбрионов перед их переносом в матку.
В Европе такие генетические тесты для пар, планирующих беременность, становятся частью стратегии по созданию здорового общества, а в некоторых странах, таких как Израиль, они являются обязательными, входят в стандартный пакет медицинских услуг и проводятся бесплатно.
«Если женщина уже беременна, узнать о возможных генетических заболеваниях у своего будущего малыша она может с помощью специального анализа, который проводится на 9-10-й неделе беременности. Процедура предусматривает забор крови из вены у беременной женщины. Обычно результаты, содержащие информацию о широком спектре возможных генетических нарушений, становятся доступными в течение 10 дней после анализа», — резюмировала врач.