1600 человек в час. Что происходит с метро в Алматы?
Единственная в Казахстане подземка переполнена. Корреспондент Tengrinews.kz спустилась под землю и попыталась узнать, как и когда алматинское метро станет комфортнее.
В декабре 2011 года в Алматы открылся метрополитен. Событие называли «новой эрой» в городском транспорте страны. Запуск первой линии с начальной протяженностью в 8,6 километра включал в себя семь станций: «Райымбек батыр», «Жибек Жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконыр», «Драмтеатр имени Ауэзова» и «Алатау».
Расширение сети продолжилось, и в 2015 году были добавлены станции «Сайран» и «Москва». В мае 2022 года метро Алматы пополнилось еще двумя станциями: «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы».
На сегодняшний день в метро функционируют 11 станций, пять из которых являются мелкого заложения, а шесть — глубокого.
В 2019 году система общественного транспорта перевезла 16,36 миллиона пассажиров, а в 2022-м этот показатель вырос до 17,09 миллиона. В этом году чиновники говорят о рекордном росте — 24,74 миллиона пассажиров. Уже за девять месяцев 2023 года число пассажиров достигло 19,8 миллиона, что на 2,71 миллиона больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Пассажиропоток непрерывно растет.
При этом пассажиры начинают все чаще жаловаться на условия в часы пик. Александр, житель Алматы, отмечает:
«Еще три года назад езда в метро была комфортной, но сейчас это настоящий квест, особенно в час пик. Часто приходится ждать второй или даже третий поезд, чтобы уехать».
Горожанка Бибигуль также выражает свое недовольство:
«Не спускалась в метро четыре года и была шокирована. Хотели с дочерью сэкономить время и избежать пробок, но там было просто невыносимо. Невероятно тесно и неудобно — это не то, что мы ожидали».
Вот что на это отвечает исполняющий обязанности директора «Метрополитен» Сымбат Мырзагулов.
«По ходу развития линии метрополитена планируется приобретение дополнительных электроподвижных составов. При этом в случае увеличения пассажиропотока в метрополитене будут выводиться на линию имеющиеся дополнительные составы в часы пик. На сегодня на линии курсируют 11 составов по четыре вагона в каждом с интервалом шесть минут. Каждый состав вмещает порядка 900 пассажиров одновременно. По данным мониторинга пассажиропотока, в часы пик наибольшая загруженность наблюдается на нескольких станциях — до 1600 человек в час. В остальное время загруженность значительно ниже вместимости вагонов. Анализ ведется на постоянной основе, и по мере увеличения пассажиропотока на линию выводятся дополнительные составы. Так, за последний год были включены два дополнительных состава».
По словам руководителя, в связи с введением в эксплуатацию новых станций метрополитена, а также ростом численности населения увеличился и пассажиропоток. Но на сегодняшний день для удобства пассажиров рассматривается возможность уменьшения интервалов движения.
Мы спускались в подземку утром и вечером. И увидели, что метро действительно переполнено.
Вот так, например, вагон выглядит в 7 часов 51 минуту.
Так — в 8 часов 29 минут.
А это вагон метро в 18 часов 34 минуты. Зайти в него удалось со второй попытки.
Как отметили в метрополитене, первую линию планируют продлить в западном направлении (от станции «Калкаман» до рынка «Барлык») через микрорайон «Шугыла» по проспекту Алатау. Кроме того, правительством утвержден генеральный план Алматы до 2040 года, в котором определено дальнейшее развитие линий метрополитена. Также в данном документе отражено развитие линий надземного рельсового транспорта.
Руководитель метрополитена Сымбат Мырзагулов в разговоре с нами рассказал, что на станциях могут появиться скриндоры.
«Мы рассматриваем вопрос внедрения установки перегородки с раздвижными платформенными дверями — скриндорами — у края части платформы на станциях метрополитена, обеспечивающими безопасную посадку и высадку пассажиров. Скриндоры — перегородки, которые одновременно открываются и закрываются с дверями прибывшего поезда, что практически исключает падение людей и посторонних предметов на рельсы. Данный вопрос находится на стадии рассмотрения».
По словам Мырзагулова, ежедневно алматинским метрополитеном пользуется порядка 100 тысяч пассажиров.
«Вопрос загруженности метрополитена решается путем увеличения количества составов на линии. Однако надо учитывать, что данная проблема не может решиться сразу. На сегодня нами проводятся подготовительные работы для начала проектирования расширения существующего электродепо, в котором хранится и ремонтируется подвижной состав».
При этом руководитель алматинского метро ссылается на международный опыт.
«…И в развитых странах метрополитены часто страдают от переполненности, особенно в часы пик. Поэтому для решения данного вопроса мировые метрополитены используют разные методы, такие как строительство новых линий, реконструкция существующих объектов, обновление подвижного состава и развитие транспортно-пересадочных узлов».
Сымбат Мырзагулов также отмечает, что в теплую погоду метро разгружается за счет того, что алматинцы активно пользуются электросамокатами и велосипедами.
Пока что горожанам, видимо, придется запастись терпением и надеяться на то, что в часы пик в алматинской подземке смогут задействовать больше дополнительных поездов и сократить интервал между курсирующими составами до минимума.